Вернемся на площадь Регистан и посмотрим на другие медресе. Одно - то, которое напротив медресе Улугбека, практически полностью повторяет его.
Это так называемый кош-медресе, т.е. два здания фасадами друг к другу по одной оси. И минаретов у второго всего два - больше не требовалось. И кстати, полностью повторить не получилось, к тому времени, а это случилось через 2 века после медресе Улугбека, нарос культурный слой, и поэтому здание стояло выше метра на 1,5 и, соответственно, получилось более приземистое.
Называется оно медресе Шердор, что в переводе означает «обитель льва». В этом можно убедиться, посмотрев на фасад, где изображены два зверя, преследующие белых джейранов.
Это какие-то тигро-львы - иначе как еще назвать тигров с львиной гривой) На самом деле же это барсы, вернее, леопарды) Думаю, я уже вас окончательно запутала, поэтому объясню. Есть легенда, что когда был достроен Самарканд, с гор спустился он: то ли барс, то ли леопард, то ли лев. И это при том, что никто из этих животных на самом деле в окрестностях города не водится. Так вот, этот зверь обошел все жилые постройки, и затем ушел обратно в горы. И почему-то жители решили, что он одобрил постройку города, и с тех пор он стал символом Самарканда. Был он на гербе во времена Тимуридов и сейчас тоже)
На круглом красном согдийском щите из Пенджикента изображён белый барс с поднятой правой лапой (является позой благословения). У ног барса течёт золотая река Зеравшан, а над головой висит бирюзовая семиконечная звезда.
И, кстати, на купюре 20 сумов
Еще одна загадка в том, что ислам запрещает изображать животных и человека. Цветочки и завитки пожалуйста, а вот животных нельзя. И нигде я объяснение львам Шердора так и не нашла. Может, вы знаете?
Шердор тоже был довольно известным учебным заведением, но, конечно, уступал медресе Улугбека. И даже по количеству учащихся: при такой большой площади там училось чуть больше 40 человек.
Фото Прокудина-Горского (начало 20 в.)
А самое «молодое» здание Регистана - медресе Тилля-Кари.
Оно не входит в кош и не стремится быть похожим на что-то, поэтому и выглядит совеем по-другому, чем другие медресе. Строили здание с расчетом, что это будет не только учебное заведение, но и действующая городская мечеть, поскольку Биби-Ханум - главная мечеть Самарканда была тогда разрушена.
Пишут, что главный фасад сделан в бухарском стиле - попробую разобраться что это значит, когда дойду до рассказа о Бухаре)
Внутренний двор Тилля-Кари очень просторный и одновременно уютный.
А означает Тилля-Кари - "Позолоченный", и это становится совершенно ясно при входе в мечеть.
Красиво же?)