В наше нелегкое время психология на коне. Может, пока еще не каждый имеет своего личного психотерапевта, но книжки по психологии читают все. И знают главное: надо четко ставить цели в жизни. Не расплывчато, типа: хочу красную машину, и потом получить в подарок игрушечную модельку Ламборджини, а более четко. И вот, похоже, удивительный человек Лемешев знал об этом еще в начале 20 века. Хоть был совсем и не психологом, а всего лишь крестьянским парнем, да и к тому же из самой бедной семьи в деревне Князево Тверской губернии. Его отец Яков Иванов и мама Акулина Шкаликова обвенчались тайно, вопреки деду Степану Иванову. Отец их выгнал и пошли они батрачить на помещика Шишкова.
Мама Акулина Шкаликова
Кстати, причем тут Ивановы - он же Лемешев? Так вот, тот самый дед Степан пахал поле и нашел стальной лемех. Так и его и прозвали - Лемех, потом Лемехов.
А Сергей Яковлевич был сначала Лемешовым, так в афишах и писали.
И только в Большом театре стал Лемешев. Но это я забегаю вперед. До театра еще, ой, как далеко.
В 10 лет Сергей лишился отца. Зарабатывала только мама, и ему пришлось поехать в Санкт-Петербург к дяде учиться на сапожника.
Дядя жил в 3-комнатной квартире на Лиговском, и в одной из комнат была сапожная мастерская. Конечно, Сергей не только возился с сапогами, но и пытался развлекаться. Ходил на ярмарки, слушал там куплеты. Особенно нравился ему цирк Чинизелли, и, конечно, Иван Поддубный. Он даже сам захотел стать борцом и даже нашел учителя, который оценил, что Лемешев вполне подходит для этого. Но домашние всыпали ему и велели продолжать изучать сапожное дело.
Дядя в 1916 г. ушел на фронт, Сергей вернулся домой, начал работать в артели ремонтировать сапоги в деревне Стренево. В школе в Стренево был драмкружок, организованный учительницей словесности Екатериной Прилуцкой. Здесь Сергей впервые вышел на сцену. Можно, сказать - повезло: не во всех деревнях в ту пору были драмкружки)
Везение номер 2.
На реке Шостке недалеко от деревни Рождество знаменитый архитектор Квашнин построил дом.
Дом Квашнина Акварель Д.Воробьева 1930-е годы
А так как и он, и его супруга Евгения Николаевна были людьми искусства и очень любили театр, то устраивали у себя домашние спектакли. Лемешев про это узнал и пришел туда. Стал участвовать, и запел, конечно. А Евгения Николаевна закончила саратовскую консерваторию, услышала его голос и начала учить его пению. И один раз отвезла в Большой театр на оперу Демон. И Лемешев сказал, что будет оперным певцом и будет петь в этом театре)
Кстати, именно Квашнин убедил мать Лемешева, чтобы она не препятствовала его занятиям пению. Хотя сама она пела в церковном хоре, все равно была очень против, ведь что-то такое пение для крестьянина - уж точно работой назвать нельзя. Правда, потом, когда он учился в консерватории и построил ей дом в деревне, она поклонилась ему в ножки и стала называть его на Вы
Пока Лемешев учился еще у Квашниной, хотел попробовать спеть где-то в большом городе, и узнал, что в Твери будет концерт в клубе 3-го Интернационала. Ему разрешили выступить, а после концерта он возвращался домой по морозу в -37 град. Одежка была не очень, и он решил, что пешком замерзнет, ну и пробежал 45 км за 6 часов.
Чтобы вырваться из деревни, поступил в кавалерийское училище, пел в гарнизонном клубе. И вот еще одно везение - там его заметили, и комиссар с командиром выбили ходатайство губернского отдела в консерваторию.
Засим я пока заканчиваю рассказ, поскольку и так получается длинно. А услышала я все это в
музее Лемешева в деревне Князево, и поэтому логично закончить там, где он из этой деревни уехал. А про Большой театр напишу, если вам интересно)
А в музей очень советую заехать и послушать рассказ про Лемешева, ибо очень интересно. И нам еще повезло, поскольку экскурсию нам провел Директор музея тверской художник Александр Власов, человек много знающий и сам по себе очень интересный)