И вот ко всем необычным штукам в Гуслицах, как-то:
разбойники, иконописцы,
старообрядцы,
хмель и
фальшивые деньги, прибавляется еще и свой особый язык. Как так, в Подмосковье, совсем недавно (в 19 в.) свой язык и про него почти никто не знает?
Объясняется просто: был он тайным, и общались на нем, в основном, гуслицкие мошенники: разбойники, конокрады и фальшивомонетчики. Назывался он «масойским» или «масовским» (от слова «мас» - «я»).
И был этот язык частью таинственного языка офеней. Слышите тут знакомое «феня»? И так и есть: офенский язык - прародитель воровской фени.
Кто такие офени и откуда взялся их язык - версий множество. Самое частое определение: офени - торговцы-разносчики, которые ходили по всей России и продавали все, что угодно. И чаще всего среди этого «что угодно» скрывались запрещенные товары, например, книги и иконы. Стоп: это же происходило не в советское время запрета церкви, а вовсе даже наоборот - в 18-19 в., эпоху обучению Закону Божьему и всяческой поддержки официальной церкви? В том-то и дело, официальной. Но в России было множество старообрядцев, которые читали свои книги и молились своим иконам. Их писали «свои» старообрядческие иконописцы. И вот из таких центров иконописи в другие края староверов и шли офени.
Кстати, про иконы. В основном, старообрядцы молились и перед традиционными иконами, поскольку считали, что именно РПЦ отклонилась от истинной веры, а иконы писались еще в правильные времена. Но есть и иконы, которые заметно отличаются от официальных.
Например, икона "Спас Благое Молчание", где изображён Иисус Христос в образе ангела. «По канонам официальной церкви нельзя изображать Христа - Творца вселенной - в виде тварного, то есть сотворённого им же существа, каковым является ангел».
Или это иконы с изображением деятелей религиозного раскола, например, знаменитого протопопа Аввакума.
Или уж совсем неоднозначные, типа мученика Христофора-Псеголовца, где святой изображён с собачьей головой. Она была запрещена особым указом Святейшего синода в декабре 1722 г.
Так что, было, чем торговать офеням. И поскольку общаться приходилось при непосвященных, надо было и язык использовать особый.
Также как про то, откуда появились офени, есть несколько версий и про их язык. Две вообще удивительные. Первая: про греков, которые переселялись на Русь в 15 в. и занимались продажей галантереи, книг и икон. Вторая: про иудеев, которые могли прийти на Русь, например, из Хазарского каганата. И третья: про своих местных грамотеев, которых жизнь заставила придумать свой язык. Справедливости ради надо сказать, что находят в этом языке и греческие, и еврейские, и марийские корни.
Язык этот звучит довольно необычно и прикольно. Например, пара пословиц в переводе на офенский: «Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись - смуряком отемнеешь». (Век живи, век учись - дураком помрешь). Или «Кчон не мастырит, тот не бряет». Напоминает сразу и реальную феню, и книжку Успенского про бокренка («Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка»).
Кстати, многие слова из этого языка мы используем и даже не догадываемся об их происхождении, например: лох, клевый, солоха, стырить.
Некоторые слова придумывали, просто добавляя в начале или в конце слова или каждого слога дополнительные слоги или заменяя ими: «куба» (баба), «кузлото» (золото), «щадня» (родня), «турло» (село), «пулец» (купец), «пулить» (купить). Может, вы в детстве играли в секретные языки? Мы, помнится, к каждому слогу добавляли «фер», получалось прикольно, быстро и непонятно)
В середине 19 в. был составлен даже целый русско-офенский словарь, и ни кем иным, как Владимиром Ивановичем Далем. В МВД решили, что это поможет в разборе дел старообрядцев. Но, как выяснил Даль, религиозных дел язык не касался совсем. Были в нем только довольно приземленные словечки. Но словарь есть, хоть и не был тогда опубликован.
Даже читала о том, что партийные клички типа Ленин, Бухарин и т.п. идут из офенского языка. Но это как-то сомнительно)
Собственно, наткнулась я на офенский язык, когда начала подробно читать про староверский край Гуслицы на востоке Подмосковья. На самом деле на офенском говорили чуть ли не по всей России, но пишут, что пошел он вроде как из Владимирской губернии. И есть в Гуслицах одна деревня Елизарово, где до сих пор остатки офенского, вернее, масовского языка сохраняются. И его изучением занимался краевед Сергей Михайлов. Кому стало интересно, почитайте его книги, к примеру
эту - «Тайный «масойский» язык гуслицкой деревни Елизарово». Или посмотрите видеорассказы
Андрея Куликова.
А вообще интереснейшая тема)