Про каменный мост в Москве, которого уже нет

Sep 27, 2021 11:00

Москва, к счастью, не страдает от отсутствия мостов, особенно в центре, где они пересекают реку практически через километр. То ли дело раньше, когда через Москва-реку можно было перебраться только по льду, а летом вброд или на лодке.
Самый известный, наверное, в Москве - Большой Каменный мост. С него - самые открыточные виды города. Но он хоть и Большой, но не первый каменный мост в столице. Рядышком с ним - не на его месте, а примерно в 100 м выше по течению, там, где выходит на набережную улица Ленивка, в 17 веке был построен первый каменный мост Москвы.



Понятно, что не на пустом месте. До этого здесь был брод: движение было довольно оживленным, здесь проходила старинная Волоцкая торговая дорога из Великого Новгорода в Рязань.
Потом здесь был наплавной деревянный мост, универсальный: тут и переходили реку, и торговали, и стирали белье. Но, понятно, что этот мост был не слишком удобен: его надо было разводить в ледоход, половодье и пропускать суда, которые тогда были самым основным транспортом.
Поэтому было решено построить каменный мост, но поскольку на Руси таких специалистов не было, в 1643 г. пригласили «палатного мастера» из Страсбурга Ягона Кристлера. Не было, похоже, и нужных инструментов, поэтому Кристлер привёз с собой «1600 пудов нужных для «городового и палатного строительства» железных и медных деталей, инструментов, среди которых были медная печь, блоки, подпятки, долотники, молоты, пазники к деревянному делу, кирки, закрепки и другие орудия». В проекте Кристлера было все чин по чину: обещалось, что своды моста «будут сделаны толсты и тверды», конструкция сможет устоять «от льду в два аршина» и у моста будут сделаны «шесть быков каменных острых» крошить лед.



Детальная реконструкция Москвы 17 века работы архитектора, профессора МАРХИ Александра Малинова

Мост получался дорогой. И по одной версии из-за этого проект не приняли. А по другой: подготовили все материалы, но после смерти царя Михаила в 1645 г. опять-таки из-за дороговизны строить не стали.
Но мост все-таки был нужен, и в 1692 г. его построили. Руководил строительством некий «мостового каменного дела мастер» старец Филарет. Тот немного изменил проект Кристлера - увеличил количество пролетов (8 вместо 7), чтобы мост не был слишком крутым - зимы у нас все же холоднее, чем во Франции, а лед на крутом мосту дело коварное.



Вид на Кремль со стороны Каменного моста. Художник Ф. Алексеев. Около 1753 г.

Называли мост Всехсвятским по Всехсвятским воротам Белого города и церкви Всех Святых, Берсеневским по урочищу Берсеневка, Новым Каменным (Старый Каменный был через Неглинку) и Козмодемьянским - он выходил на одноименную улицу Замоскворечья. А когда построили другие мосты через Неглинку и Москва-реку, стали называть Большим Каменным.
И действительно он был большим: длиной 170 м при ширине в 22 м.
Со стороны Замоскворечья возвели рядом с ним Шестивратную башню.



А.Васнецов. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века

Мост получился очень надежным, красивым, но и очень дорогим. Появилась даже поговорка: «Дороже Каменного моста!».
Если бывали в Италии, то там обычным делом считается торговля на мосту: старинные мосты что в Венеции, что во Флоренции с обеих сторон заставлены торговыми павильонами. Мы к такому не привыкли, но на Всехсвятском мосту так и было. Он был намного шире московских улиц, так что стоявшие там лавки проходу-проезду не мешали. Там были и питейный дом, и кабак, а галерея Шестивратной башни стала любимым местом для пикников. Внизу между опорами на реке устроили плотину и поставили водяные мукомольные мельницы.
Конечно, около торговли и людей с деньгами появляются и лихие люди, и в темное время проходить по мосту было опасно. Под пролётами существовал городской притон, который назывался «Под Каменным мостом». Думаю, вы слышали про Ваньку-Каина? Вот его банда там и обитала. Говорят, именно оттуда пошло выражение «концы в воду», поскольку ограбленных людей часто сбрасывали в Москву-реку. Потом у ворот поставили караульных.



Москва, вид на Каменный мост, гравюра - Жан-Мари Шопен. 1838 г.

Вероятно, все-таки при строительстве моста немного промахнулись: что-то не так сделали, где-то украли, да и монах Филарет был, наверное, не так опытен в строительстве, как страсбургский мастер. Но, простояв 100 лет, мост сильно пострадал от наводнения 1783 г., а потом и от следующего через 3 года. Мельницы и плотину между быками снесли еще в 1731 г., что должно было улучшить ситуацию, но мост все равно наполовину разрушился. И именно тогда для его ремонта прорыли Водоотводный канал и построили деревянную Бабьегородскую плотину, позволившую временно осушить русло реки.
В 1809-12 годах мост опять ремонтировали, но после пожара Москвы в 1812 г. по нему возили очень много строительных материалов, и он потихоньку разрушался. В 1850-х годах его решено было снести. Правда, большая часть кладки оказалась настолько прочной, что пришлось взрывать. Из уцелевших камней якобы был построен доходный дом на Моховой улице.
А вместо старинного каменного Большого Каменного моста построили металлический, который тоже назывался Большим Каменным. Но сейчас и его нет. А есть другой Большой Каменный, но это уже другая история)

#осеньосень, Москва, мосты

Previous post Next post
Up