Испанцы, пожалуй, самые преданные католики, по крайней мере, в Европе. Ну, еще литовцы и поляки. И, конечно, в каждом испанском городе, городке и деревне есть собор или церковь, а в таких больших и богатых городах, как Валенсия, это огромный и красивейший кафедральный собор.
Как и во многих городах, на месте современного собора поначалу был римский храм, потом церковь вестготов, после мечеть. И уже на ее развалинах в 13 в. был быстренько построен христианский собор. Быстренько - потому что надо было сразу заявить о христианских основах королевства, победившего мавров. Поэтому собор не особо блистал украшениями, был строг и величествен. Потом уже к нему начали пристраивать и его перестраивать, то убирать готические элементы, то по новой их восстанавливать, пока не получилось то, что получилось, а именно огромный, абсолютно разностильный, но при этом удивительно красивый собор.
Тут и романский стиль, и готический, и ренессанс, и классицизм, и барокко.
К примеру, в храм есть три входа, и каждый из них своего стиля.
Например, готический портал Пуэрта-де-лос-Апостолес, или Апостольские врата, названный так по украшающим его фигурам 12 апостолов. На тимпане портала - фигура Девы Марии, которой посвящен Валенсийский собор.
Портал знаменит тем, что каждый четверг в полдень перед ним собирается «Водный трибунал» (Tribunal de las Aguas), который сам по себе признан «нематериальным культурным наследием» ЮНЕСКО. Он был создан тысячу (!) леи назад и решал вопросы орошения земель Валенсии. Он состоит из представителей каждого оросительного канала, а всего их 8. Каналы начали создавать еще римляне, но основную работу с ними вели уже мавры. Первое заседание было проведено в 960 г. и интересно то, что Конституция Испании запрещает всякий суд кроме официального, и только решения Водного трибунала признаются законными. На площади Божьей Матери фонтан как раз и олицетворяет реку Турия и каналы.
Еще один элемент собора - колоннада «Обра Нова» (Obra Nova - «Новое творение») трехъярусная открытая галерея. Она использовалась как трибуна для зрителей различных мероприятий, проходящих на этой площади, в том числе религиозных процессий каноников. Отсюда второе название колоннады - Лоджия каноников.
Самая высокая часть собора - восьмиугольная башня в стиле валенсийской готики - колокольня Мигелете или Микалет. Названа так в честь одного из ее 12 колоколов, отбивающих время. Он был освящен в день святого Михаила. Кроме «колоколенных» функций башня была еще и маяком, дозорной башней и площадкой для фейерверков. На нее можно подняться, если не пугают 207 ступеней винтовой лестницы.
В соборе старинные скульптуры, полотна художников эпохи Возрождения, Фигура Святой Марии, которой молятся женщины, ждущие ребенка. И главная ценность собора, да что там собора - всей христианской церкви, Чаша Грааля. Это та самая чаша, из которой пил Христос на Тайной Вечери и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь, вытекающую из ран Господа. Вещь более, чем священная, и, конечно, это чудо, если она действительно настоящая. Ее подлинность официально признана Ватиканом, хотя не все исследователи с этим согласны.
В 1960 г. доктор Антонио Белтран, глава департамента Археологии Университета Сарагосы после тщательного исследования чаши пришел к выводу: «Нет никаких свидетельств против возможности того, что Иисус Христос использовал чашу на Тайной Вечери». Так, несколько уклончиво. Но поверим в это)
Кстати, священной признана только сама чаша, нижняя часть и ножка сделаны позже.
Находится она справа от главного входа в Кафедральный собор Валенсии в небольшой часовне «Santo Caliz» (исп. «Святая чаша»).
Согласно легенде, после смерти Девы Марии ученики Христа разделили ее имущество на память, и чаша была увезена святым Петром в Рим. Из-за преследований христиан во времена императора Валериана, папа Сикст II в III веке отдал ее св. Лаврентию, который хранил чашу в своем родном городе Уэска в провинции Арагон. После нашествия мавров ее прятали в пещерах испанских и французских Пиренеев, потом она снова попала в Уэску, потом в Барселону и только потом в 1436 г. в Валенсию. Еще на некоторое время кубок покидал Валенсию - прятался от Наполеона в Аликанте, на Ибице и на Майорке. В Валенсии он опять с 1916 г.
И еще одна интересная вещь хранится в музее собора - дарохранительница (Custodia del Corpus Christi) (4 метра высотой, 600 кг серебра и 5 кг золота, а также жемчуг и драгоценные камни), созданная в 1940-1954 гг. золотых дел мастером Франсиско Пахароном Суайем. Целый год он хранится в музее, а во время праздника Тела Христова ее проносят по центральным улицам Валенсии, осыпаемую розовыми лепестками. Про этот праздник я расскажу вам в следующий раз.