По Тверской области едешь, как по полю битвы. В каждом селе мемориал, в каждой деревне памятник, и многие из них просто в чистом поле, где когда-то до войны стояли деревни, память о которых теперь только на карте - урочище Городцы, Заречье, Двинец... Большинство деревень сожжены отступавшими немцами в 1942 г.
Около деревни Любимка прямо у шоссе Пено-Осташков - два ДОТа: полукапонир для размещения 76 мм орудия и пулеметный ДОТ с установкой НПС-3. Неподалеку в лесу еще один ДОТ.
В этом месте проходил один из участков линии обороны, который опирался на озера Селигер и Долосец.
А чуть ближе к Любимке стоит необычный памятник. Это крест, сделанный из шпал.
Памятник посвящен строителям узкоколейной военно-полевой железной дороги № 311. Она была построена для снабжения Первой Ударной Армии, которая сражалась в районе Демянского котла. В июле 1942 г. воинами 30-й отдельной железнодорожной бригады под командованием Л.М.Карнаухова была построена первая очередь узкоколейки протяженностью около 50 км от пристани Свапуща до Моисеево.
Причем работы велись под огнем противника и работать приходилось порой по пояс в болоте. Представить себе такие условия просто невозможно. А воины построили этот участок дороги всего за 1 месяц! Причем в это же время по собственному почину они восстановили сожженную немцами часовню над истоком Волги. Над входом была прибита дощечка «Исток Волги. Колодец, разрушенный фашистскими варварами, восстановлен 2-м плотничным батальоном в 1942 году». Станции этой дороги называли по именам близлежащих деревень и озер: Любимка, Вороново, Дрозды, Глушица.
Ближе к зиме стало ясно, что надо соединять узкоколейку с железной дорогой широкой колеи. И это тоже было сделано за месяц! 36 км дороги до разъезда 122 км, т.е. примерно по 1 км в день.
Поезда тянули паровозы серии 157 и 159.
За день (вернее, за ночь, поскольку была постоянная угроза обстрелов) проходило 3-12 пар поездов: на фронт они везли боеприпасы и продовольствие, а обратно раненых в тыл в Осташков.
Металлические шпалы производства «Крупп.1940» не характерны для этой дороги для колеи 600 мм, она лежала полностью на деревянных шпалах с колеёй 750 мм. Скорее всего, они были получены СССР из Германии до войны.
Пишут, что узкоколейка была разобрана сразу же после того, как линия фронта была отодвинута на запад. Материалы верхнего строения пути и подвижной состав были использованы на других узкоколейных железных дорогах.