О закате эпохи трамвая в Ногинске, проекте шаропоезда и о скоростном трамвае в Подмосковье

Mar 13, 2021 11:32


Для меня в детстве знаком того, что населенный пункт - это город, был трамвай. Не метро, не троллейбус, а именно трамвай. Автобусы, наоборот, превращали любой город в поселок. А вот трамвай был настоящим городским транспортом. С его рельсами, проводами и веселыми звонками, так отличавшимися от банального бибиканья.

Сейчас, конечно, все воспринимается по-другому, но любовь к трамваям осталась.

Год назад я с огромным удовольствием писала о Коломне, как об одном из самых «трамвайных» городов России. И с какой горечью пишу сейчас о конце эпохи трамвая в другом подмосковном городе - Ногинске. Только в этих 2 городах Подмосковья был трамвай, но в Коломне он живет и здравствует, а в Ногинске умер совсем. А ведь именно Ногинск был первым городом России, где после революции появился трамвай. Точнее сказать, первым был, конечно, Баку, но сейчас это уже заграница.

А в Ногинске трамвай появился в 1924 г., хотя был запроектирован ещё до революции.


Пуск первого трамвая в Ногинске (тогда еще Богородске) (фото из группы в ВК, посвященной Ногинскому трамваю (https://vk.com/noginsk.tramway)
Это была единственная однопутная линия, которая соединила городские окраины и шла через центр. На линии было 8 разъездов. Еще была линия №2 до посёлка Ильича, но она просуществовала всего 10 лет до 1972 г.



В 1983 году в трамвайном депо произошёл сильный пожар, в результате которого сгорело много только что поступивших вагонов (14 штук), но трамвайное движение не прерывалось.


С сайта Pastvu.com (20-е годы)
Но времена менялись, и трамваи почему-то стали не нужны, и трамвайное хозяйство стало постепенно загибаться. Последний раз новые вагоны прибыли в Ногинск в 1997 году. В 2009 г. интервалы движения были увеличены до 25 минут, а через год стали уже 40 минут. Конечно, при таких условиях народ начал активно пользоваться маршрутками.


С сайта Pastvu.com (90-е годы)
Не следили за проводами и рельсами. Рельсы были в таком состоянии, что на половине всей протяжённости путей действовали ограничения по скорости 10-20 км/ч.

1 апреля 2011 г. движение трамвая было временно закрыто на неопределённый срок, и это, увы, была не шутка. Потом еще несколько раз возобновлялось движение, но его опять быстро закрывали, хотя все время обещали, что трамвай ходить будет. Параллельно с этим «трамвайные мародеры» тащили все, что могли, только рельсы из асфальта не выковыривали. А в 2014 г. вышел срок эксплуатации всех вагонов Ногинского трамвая.

В 2016 г. в городе даже повели референдум, и большинство высказалось против трамваев. Но мы знаем, как и зачем у нас проводят референдумы(

Последний раз трамвай прошел по улицам Ногинска в августе 2016 г. И это выглядело именно, как прощание с ним. Мало того, что он смог поехать только 400 м, да и на них рельсы пришлось раскапывать, а остальные пути были замурованы в асфальт. А из-за отсутствия контактной сети вагон прицепили к грузовику ЗИЛ. Около остановки «Школа № 1» трамвай стоял до 29 сентября, после чего был увезён в Военно-Технический музей в Черноголовке.


Кадр из видео на сайте https://meduza.io/shapito/2016/08/30/v-noginske-na-den-goroda-vpervye-za-neskolko-let-proehal-tramvay-na-buksire-u-gruzovika
А вот как описаны Перспективы Ногинского трамвая в Википедии:

В 2024 году в Ногинске на территории трамвайного депо в Истомкино планируют открыть парк-музей посвящённый 100-летию трамвайной системы в Ногиске. Возможно, поставят памятник трамваю. Вот такое развитие((


Здание подстанции постройки 1923 г. на ул.III Интернационала. Видела фотографии, на которых видна надпись по фронтону, говорящая, что это подстанция. Но сейчас надписи нет, и вообще здание в очень обшарпанном состоянии
Где-то прочитала, что судьба ногинского трамвая очень напоминает историю трамвая в Старгороде: «Трамвайная станция, постройка которой замерла на фундаменте, была задумана Треуховым уже давно, еще в 1912 году, но городская управа проект отвергла. Через два года Треухов возобновил штурм городской управы, но помешала война. После войны помешала революция. Теперь помешал нэп, хозрасчет, самоокупаемость. Фундамент на лето зарастал цветами, а зимою дети устраивали там ледяные горки… Проект трамвая, снова поданный на рассмотрение, барахтался в высших губернских инстанциях, одобрялся, не одобрялся, переходил на рассмотрение в центр, но, независимо от одобрения, покрывался пылью, потому что ни в том, ни в другом случае денег не давали». (Ильф, Петров, «12 стульев»)

Существовал еще проект соединить трамвайной линией Ногинск и Москву. А что, ходит же троллейбус в Крыму, почему бы не сделать длинный трамвайный маршрут?

Вот только ничего не нашла в Интернете на эту тему. Зато наткнулась на проект Шаропоезда. Может, это и был тот самый проект Москва-Ногинск?

"В 1933 году инженер Николай Ярмольчук приступил к постройке опытного участка Ногинск - Москва первой в мире электролотковой дороги для шаропоезда. Амбициозный проект сверхскоростного движения предполагал создание диковинного поезда, который развивал бы скорость до трехсот километров в час. Это значит, что до Москвы из Ногинска можно было бы доехать примерно за десять минут. Вагон такого поезда опирался на два расположенных один впереди другого огромных шарообразных колеса. Колеса-шары катились не по рельсам, а по специальному желобу, чем-то напоминающим трассу для бобслея, при этом состав держал равновесие наподобие велосипедного движения". https://mosregtoday.ru



"Каждое колесо его поезда представляло собой гигантский шар высотой с человеческий рост. Боковушки шаров - срезаны, здесь проходят оси и установлены электродвигатели. Два таких шара, «одетые» в резину, закреплены в голове и хвосте цилиндрического вагона. Шары выступают наружу через прорези в днище." (https://gudok.ru/newspaper/?ID=1392038)

Инженер Ярмольчук успел создать уменьшенную модель своего шаропоезда, однако постройка настоящей лотковой дороги в Ногинск из столицы так и не была осуществлена. Нерешенными остались вопросы устойчивости и безопасности движения. Кроме того, постройка шаропоезда с лотковой дорогой выходила намного дороже более привычных видов транспорта.

И вот мне интересно, тот проект Легкорельсового транспорта (скоростного трамвая), про который я случайно прочитала в Интернете, тоже постигнет такая участь? Или через 100 лет после шаропоезда, скоростной трамвай все-таки свяжет Москву и Ногинск?

Об этом проекте писали еще в 2012 г., но пока ничего не происходит. А планы были огромные. Нашла в сети вот такую схему Легкорельсового транспорта (ЛРТ), правда, с указанием тех годов, которые уже давно прошли.



"Общая протяженность линий легкорельсового транспорта в Московской области, в соответствии со схемой территориального планирования, должна составить 593,6 км. Кроме того, линии скоростного транспорта планируется проложить от московской станции метро «Красногвардейская» («Зябликово») до аэропорта Домодедово и от метро «Щелковская» до Балашихи. Ранее сообщалось, что пилотная линия скоростного трамвая между аэропортом Домодедово и станцией метро «Красногвардейская» длиной 24,5 км может быть запущена уже в 2015г." . http://www.e-stal.ru/citynews/?p=8556

Так будет ли возможность доехать на трамвае, например, от станции метро «Шоссе Энтузиастов» до Балашихи со скоростью 75 км/ч, и трамваи будут отправляться через каждые 3-4 минуты? Или это опять очередной проект "шаропоезда", и все закончится красивыми схемами и статями в Интернете?

городки, Подмосковье, проблемы, транспорт

Previous post Next post
Up