Про ворота без купидонов, арку без башенки и беседку без статуи

Feb 21, 2021 10:52



Продолжаю про «малые архитектурные формы» Парка Царицыно. В прошлом посте было про то, по чему можно ходить (мосты и мостики), а сейчас про то, куда можно войти, то есть про всякие павильоны.

И как самым красивым мне кажется Фигурный мост, так самое красивое из беседок - Фигурные ворота. Они тоже построены Баженовым, и это одно из первых сооружений всего царицынского ансамбля. Это граница между парадной дворцовой частью и пейзажным парком. «Фигурными» их называет сам Баженов: «Фигурные ворота нежной готической архитектуры". А в 20 в., вероятно, из-за тяги к конкретике появилось новое название - «Виноградные», думаю, вы видите нечто похожее на гроздь винограда.





И сейчас ворота выглядят очень затейливо, а раньше их украшали еще 4 декоративные вазы, 2 белокаменные статуи Купидонов, 2 керамических мопса - помните Антона Семёновича Шпака: "3 магнитофона, 3 кинокамеры заграничных, 3 портсигара отечественных - всё, всё, шо нажил непосильным трудом, всё же погибло!" И тут, к сожалению, та же история, хотя одного мопса все-таки нашли, и он сейчас в музее архитектуры им. Щусева.



На сайте музея написано, что «на сегодняшний день Фигурные ворота восстановлены с максимально возможной исторической достоверностью», но вот мопса так и не вернули((

Идем дальше по пейзажному парку и видим павильон «Миловида», как написано на сайте парка: «одно из лучших сооружений Царицынского парка начала 19 в». Тут я немножко побухчу, поскольку, может, для начала 19 в. оно и самое красивое, но у меня всегда взгляд спотыкается, когда после красно-кирпичных «готических» дворцов и мостов, я вижу это желтое классическое сооружение. Мне бы оно больше приглянулось в какой-нибудь классической усадьба, а не в Царицыно. Но архитектор Еготов, один из самых известных ландшафтных архитекторов Москвы начала 19 в. думал иначе, и куда мне против него.



В общем, павильон «Миловида», из которого действительно открывается прекрасный вид на пруды, выстроен в 1804 г. Раньше здесь, вернее, чуть ниже и ближе к берегу стоял деревянный павильон Баженова, но он пришел в ветхость.



Якобы, Миловидой павильон назвала сама Екатерина. Когда Царицыно стало общественным парком, то эта постройка использовалась как чайный домик, а в соседней роще, получившей название «Миловидовой», нередко играл духовой оркестр. Известно, что в «Миловиде» пила чай герцогиня Эдинбургская, до замужества - великая княгиня Мария Александровна, дочь Александра II.

По описи 1825 г. здесь тоже значатся статуи, бюсты, сфинксы, но сейчас, увы, почти ничего не сохранилось. В наше время было уже несколько реставраций. Чай здесь сейчас тоже не попьешь, в угловых кабинетах сегодня размещается охрана парка-музея «Царицыно», при нас тут курил какой-то дяденька в тапках.

А вот немного дальше за Миловидой то сооружение, которое мне всегда очень нравилось - вообще люблю всякие странные постройки и разрушки. Это именно разрушка, которая так и задумывалась - Башня-Руина - полуразрушенная средневековая башня из кирпича и белого камня. Ее тоже построил Еготов в 1804 г. - все о чем буду писать дальше, тоже творение его рук. В 19 в. такие штуки было очень модно ставить в усадьбах. И хотя Еготов строил ее уже после смерти Екатерины, существует версия, что именно она распорядилась здесь создать здесь нечто подобное, увидев на рисунках художника развалинами древней крепости на Ионических островах. Художник этот, кстати, попал туда вместе с графом Алексеем Орловым, когда тот разыскивал в Европе княжну Тараканову, о ней я писала совсем недавно.



Руина начала разваливаться еще в 19 в, а в 20 в. на ней тренировались скалолазы. В 2007 г. ее восстановили, но, правда, без беседки, стоявшей на самом верху.

Идем дальше по «Утренней дорожке», доходим до перекрестка, и тут сразу несколько интересных построек.

Справа на острове посреди пруда белокаменная арка. Поначалу ее тоже венчала башенка, но сейчас, увы, нет. Называлась она «Арка на острове» и «Жилище русалок», а сам остров - «Русалочий ». Затем появилось название «Русалкины ворота». Остров был разделен протокой, и под аркой можно было проплыть на лодке. Потом арка ветшает, башенка рушится, канал исчезает. В 2007 арку частично восстанавливают, но без канала и башенки, к сожалению.



Если же пойти налево от перекрестка, то выйдешь на так называемую Глухую дорожку. Почему она так называется, я так и не нашла, возможно, потому что она потом переходит в лестницу. На этой дорожке стоит небольшой грот. Его остатки были обнаружены только при реконструкции парка в 2007 г. Грот состоял из трех земляных ниш.



Планируют все восстановить, а пока там только одна ниша со статуей работы скульптора Александра Сусликова.



Если же пойти вверх по лестнице, то на самой высшей точке склона можно увидеть павильон «Нерастанкино» (он же - «Храм Меланхолии»). С названием не очень понятно: то ли потому что тут так красиво, что не хочется расставаться с этим местом, а скорее потому, что раньше он назывался «Миростанкино» от «мир останков» или «останки мира». Возможно, это связано с курганами захоронения вятичей, которые находятся тут совсем рядом, и раскопки которых проводились уже во времена Екатерины. В общем, напоминание о бренности мира. Но, вероятно, название было не очень понятным, вот и переделали его в Нерастанкино. Согласитесь, Нерастанкино звучит как-то позитивнее)



В 1930-е гг. Ленинский райсовет использовал его, как парковую библиотеку-читальню, что вполне разумно. А когда мы гуляли по парку, несколько бравых бабушек, не страшась мороза, резались тут в карты).

И, наконец, беседка «Храм Цереры» («Золотой сноп»). Именно на этом месте летом 1775 г. в шалаше отдыхала Екатерина II и наблюдала сельским праздником, устроенным для нее Потемкиным. Поначалу в беседке стояла статуя Цереры - древнеримской богини плодородия с позолоченным снопом в руках, правда, при массовом строительстве дач в Царицыно статуя исчезла.



Беседку несколько раз реставрировали, и сейчас там стоит современная версия статуи Цереры работы Александра Бурганова. Вернее, стояла, поскольку мы ее там не увидели. Куда ушла Церера? Возможно, в компанию мопсов, купидонов и других пропавших статуй Царицыно.

руины, музей, Москва, парки, скульптуры

Previous post Next post
Up