Про мою любовь к мостам я писала уже не раз, но все это были мосты «рабочие», созданные в первую очередь для того, чтобы по ним ходить и ездить. А сегодня про мосты, которые созданы «для услаждения взора».
Речь пойдет про всем известное и прекрасное Царицыно. Я, кстати, очень рада, что восстановили, вернее, достроили дворец, было бы очень жалко, если это прекрасное здание, простояв много лет, развалилось бы от современных кислотных дождей или слишком активных любителей старины и скалолазания. Но в Царицыно, как впрочем, и в других местах мне больше всего нравятся «малые архитектурные формы», типа беседок, ворот и мостиков. Вот о них и расскажу.
В первую очередь, это Фигурный мост - практически визитная карточка этого места.
Конечно, мосты в Царицыно - это именно мосты для прохода и проезда, но поставлены они именно для красоты, без них легко можно было бы обойтись и, например, повести дорогу ко дворцу чуть дальше от пруда. Но тогда не было бы такого Вау-эффекта.
Фигурный мост - это парадный въезд в усадьбу со стороны прудов. Отсюда он выглядит, как настоящая крепостная стена. И за ним почти не видно дворец, а когда проходишь под аркой, то вся усадьба сразу открывается взгляду, и это прекрасно!
С Фигурного моста (1776-1778) и начинаются строительные работы Баженова в Царицыне. В октябре 1776 г., когда строительный сезон закончился, архитектор писал, что хотя «лето было мочливое, которое делало немало остановки в работе», но «со всем тем окончен двенадцати саженный приятного вида мост с четырьмя по углам башнями и парапетами, кроме малых на оном украшений, кои будущею весною не замедлятся к поставке на свои места».
И этот мост удивительно хорошо сохранился на протяжении 250 лет, умели строить!
Сверху по мосту проходит аллея (в плане Баженова «Берёзовая перспектива»): она ведет к дворцам императрицы. Аллея начинается от Большого моста через овраг - парадного въезда в усадьбу со стороны Большой Каширской дороги (ныне - Варшавского шоссе). Завершают «Берёзовую перспективу» Фигурные (Виноградные) ворота.
Большой мост через овраг построен в том месте, где овраг уже довольно глубокий. Для облегчения строительства логичнее было бы сделать подъезд ко дворцу восточнее: и овраг там мельче, и путь от Каширской дороги был бы прямее. Но нет, Баженов делает именно так, как задумал, ведь таким образом, с такого подъезда открывался еще один прекрасный вид на дворец. Да и со стороны прудов мост смотрится очень красиво.
Большой мост назван так не случайно, его длина 80 м., и он один из самых крупных, сохранившихся с 18 в. Но и, конечно, он очень красив. Не буду описывать все его украшения, лучше их увидеть и лучше в реальности. Ну и тут, конечно, масонские символы: солнечные лучи, обрамляющие полукруглые арки и скрещённые мечи в квадратах, символизирующие верность масонскому братству и справедливость.
Мост строился несколько лет с 1778 по 1784 гг. с перерывами. Были проблемы: грунт оказался более зыбким, чем предполагалось и пришлось забить более двух тысяч свай для его укрепления.
Кстати, парапет у моста появился лишь в начале 19 в. и отличался от задуманного архитектором Баженовым. К 1980 г. мост был в очень плохом состоянии, но, к счастью, был отреставрирован в том виде, в каком был в 19 в.
Это самые «главные» мосты Царицыно. Но на самом деле здесь есть еще несколько. Появились они уже позже. И самый большой из них Оранжерейный, который, правда, не очень запоминается - ведь когда идешь по нему, то уже видишь Хлебный дом и другие дворцовые постройки и спешишь вперед.
У меня тоже нет фотографии этого моста, так что воспользуюсь Яндексом.
Оранжерейный мост - это следующий этап в жизни Царицына. Хоть Екатерина и не воспользовалась усадьбой, но парк существовал, и жители Москвы начали в нем активно гулять. И кроме того, здесь организовали большое оранжерейное хозяйство. Находилось оно на заовражной территории, и Оранжерейный мост был построен, чтобы было легче туда добираться. Построили его в начале 19 в. по проекту Ивана Еготова, и не только его.
Еготов был одним из самых известных ландшафтных архитекторов Москвы начала XIX в., и совершенно логично, что именно он занялся обустройством Царицына, как общественного сада. Он создал здесь парковые павильоны: «Миловида», «Нерастанкино» и беседку «Храм Цереры», но о них в следующий раз, а сейчас все же про мостики.
Кроме большого массивного Оранжерейного моста, Еготов построил и совсем маленькие, но придававшие очарование и загадку парку - гротесковые мостики.
Они так названы, вероятно, из-за грубо обработанного камня («гротеска») - он используется в качестве декоративных вставок в кирпичную кладку. Их три: Большой, Малый и Третий). Они перекинуты через «сухой» овраг в южной части парка. Это, пожалуй, самая красивая часть парка, дорожки здесь очень кривые, проложены по склону холма, и виды здесь удивительные. А когда к красотам природы прибавляются еще гроты, беседки и мостики, это вообще чудесно.
И еще про плотину. Это, конечно, не совсем мост, но все же)
Она самая крупная из всех, сохранившихся в Царицыно до наших дней. Пруды, а значит, и плотины, были здесь сделаны еще при боярах Стрешневых, то есть в 17 в. На этом месте плотина была сооружена в конце 17 в. при Голицыных, а для Екатерины ее отремонтировал Карл Бланк. Плотину еще много раз прорывало, и, наконец, с ее починки в 1804 г. и началось возрождение Царицына как места летнего отдыха москвичей. В конце 19 в. через нее прошло Царицынское шоссе, соединившее железнодорожную станцию «Царицыно» с селом Царицыно.