Монастырь и тюрьма - какое странное, но частое сочетание

Jan 22, 2021 10:30


Монастыри на Руси чаще всего строили как крепости, особенно те, что стояли в чистом поле или на окраине города. Но высокие и толстые стены, уединенные кельи были как будто созданы для того, чтобы содержать в них преступников. «Преступники» в давние века в России были очень разные, и одна их категория были жены, от которых нужно было по каким-либо причинам избавиться. Но не убивать же их, намного гуманнее постричь в монастырь. И в миру про них забудут сразу же, и они уж как-нибудь там доживут до естественного конца, а может, и не совсем естественного, это уж как судьба распорядится.

И вот одним из монастырей, где содержали таких «преступниц» был Ивановский монастырь. Это не самый знаменитый монастырь Москвы, многие москвичи не знают, где он находится, а стоит он на Ивановской, соответственно, горке, от него это имя и получившей. Сначала, правда, основали его в Замоскворечье, в районе современной Пятницкой улицы. А в 1530-е годы перенесли на великокняжеские земли на горке возле Владимирской церкви, а заодно мужской монастырь переделали в женский.




А раз женский и великокняжеский, то сюда и отправляли неугодных жен русских правителей. В 17 в. это были жёны царя Василия Шуйского и царевича Ивана - сына Ивана Грозного.

А в 18 в. здесь появилась таинственная узница инокиня Досифея. Она жила в специально построенном домике рядом с надвратной церковью, в строжайшей изоляции и обслуживалась по самому высшему разряду, прислуживала ей одна и та же монахиня, а церковную службу проводили специально для нее одной в надвратной церкви, куда можно было из ее кельи пройти по коридору. Прожив здесь 25 лет в строгом затворе, похоронена она была почему-то в усыпальнице Романовых в Новоспасском мужском монастыре в Москве. А еще говорили, что она очень похоже на Елизавету Петровну.


Монахиня Досифея, старица Ивановского монастыря. Неизвестный художник
Кто-то уверенно пишет, а кто-то сомневаясь, но многие считают, что это была внебрачная дочь императрицы Елизаветы и графа Разумовского Августа (в крещении Дорофея), которая, несмотря на своё «незаконное» происхождение, имела большие права на корону, нежели немецкая принцесса Екатерина II.

Почему дочь императрицы Елизаветы получила фамилию Таракановой, достоверно неизвестно. Предполагают, что она произошла от искаженной фамилии ее тетки Дараган, сестры Алексея Разумовского, у которой жила некоторое время.

Жила Августа в юности заграницей, и так бы и провела тихо и спокойно свою жизнь, но тайну узнали, и появилась самозванка, называвшая себя Таракановой. Ее заточили в Петропавловскую крепость, и там она умерла от чахотки. Через 2 года после ее заключения, именно в 1777 году, было сильное наводнение, и распространился слух, что она утонула в каземате. Помню, что картина Флавицкого всегда производила на меня очень сильное впечатление, хоть как, оказалось, это просто легенда.



И тогда Екатерина заволновалась, и было решено настоящую Августу привезти в Россию и заточить в монастырь. Жила она очень смиренно, и якобы после смерти Екатерины II к старице Досифее стали допускать народ. Благоговейное почитание монахини Досифеи продолжается уже два столетия. В Новоспасском монастыре можно подойти к гробнице старицы, помолиться о ее упокоении, попросить ее помощи.

Но в монастырь заключали не только «царственных особ», но настоящих преступниц. Одна из самых знаменитых - Салтычиха, московская помещица Дарья Николаевна Салтыкова, осужденная за зверства над своими крепостными. Ею было замучено до смерти более 100 человек. Садистские наклонности у неё появились после смерти мужа. Ненавидела она женщин и влюблённые пары. При этом в ней самой бушевали страсти. Даже в тюрьме она умудрилась соблазнить приносившего ей еду караульного солдата и забеременеть от него. Сидела она в подвале, в полной темноте, но один раз в день ей разрешено было подниматься наверх, чтобы послушать церковную службу. Однако заходить в храм ей не разрешалось.Просидела Салтычиха в тюрьме 33 года и умерла в 71 г.



Августин Христиан Ритт, «Портрет графини Дарьи Петровны Салтыковой»(возможно), 1794 г.
Но и после революции это место продолжало оставаться тюрьмой - теперь уже по прямому назначению. В 1918 г. на его территории был открыт один из 11 московских концентрационных лагерей, превращенный позднее в Исправительно-трудовой дом на 350 заключенных. Основную часть арестованных иностранцев составляли поляки, литовцы, британцы, сербы, греки и венгры. В 1924 г. здесь организовали Московскую фабрично-трудовую колонию, находившуюся в ведении НКВД. Позже монастырский собор был переоборудован в архивохранилище, а в корпусах келий разместилась Высшая юридическая заочная школа МВД СССР.



К концу 1980-х годов большая часть территории принадлежала структурам МВД. Святые врата были замурованы, а проход к собору застроен. В монастырском соборе размещались тир и хранилище Центрального государственного архива Московской области.


Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи в центре монастырского двора - построен архитектором Михаилом Быковским на месте древнего храм в 1879 г.
Часть бывших монастырских зданий до сих пор принадлежит Министерству внутренних дел. Там расположен один из корпусов Московского университета МВД России. К счастью, большую часть монастыря с 1992 г. вернули церкви.

Москва, монастыри

Previous post Next post
Up