Коррида - убийство или шоу?

Jan 06, 2021 10:27


Наверное, писать о корриде в начавшемся году быка не очень правильно) А может, наоборот, надо это сделать.

Тем не менее, я в своих рассказах об Андалузии плавно подошла к этому моменту, и как раз новый год начался. Возможно, это не случайность)

Итак, коррида. Переписывать Википедию я не буду, хотя мне самой читать было интересно, и я нашла много того, что до этого не знала.

И вот некоторые факты, для меня совершенно новые.

Собственно, корни корриды - это жертвоприношение. Иберы, населявшие Пиренейский полуостров и почитавшие быка священным животным, это животное и приносили в жертву. И не они одни, греки тоже, например.

А потом из ритуального убийства это превратилось в зрелище. Причем сначала коррида была конной, и матадор назывался «рехонеадор» и использовал не шпагу, а копье. По всей Испании рушащиеся старые римские амфитеатры стали пользоваться большим спросом как декорации для зрелищ. Небольшие города и деревни, не имевшие подходящих участков, создавали импровизированные арены либо на полях за пределами города, либо все чаще на городской площади или площади. Этот обычай в конечном итоге дал название Пласа-де-Торос каждой арене для боя быков в Испании.


Один из 33 офортов серии Тавромахия (исп. La Tauromaquia - Борьба с быками), созданных испанским художником и гравёром Франсиско Гойей
Так было до 18 века, когда король француз Филипп V осудил корриду как варварство и решил положить ей конец. И хоть католическая церковь была одним из самых известных заводчиков боевых быков в Испании, Филипп сумел ее победить, заручившись поддержкой Папы. Был издан указ, грозивший отлучением любому дворянину.

Но коррида продолжала существовать, став теперь делом простолюдинов, у которых не было лошадей или они не могли рисковать лошадью, как очень большой ценностью. И хотя, упоминая корриду, говорят в основном, о гибели быков, надо сказать о лошадях - этих невинных созданиях, которые страдали и страдают почти на каждом представлении. Сейчас конная коррида тоже проводится, в основном, в Португалии.

А место рождения современной пешей корриды - Андалусия, а в ней город Ронда, где родился и вырос великий матадор Педро Ромеро.


Портрет Педро Ромеро кисти Гойи
В своей семье он не был первым, кто участвовал в корриде. Его дед Франсиско Ромеро был великим новатором и стал использовать мулету. Мулета - небольшой плащ, натянутый на деревянную палку длиной около 50 см. До этого матадоры носили плащ на руке, а Франсиско решил, что это неудобно, и накинул его на палку. Кстати, быки цветов не различают, так что плащ не должен быть красным. Он чаще всего с одной стороны розовый, с другой - желтый. А вот флаг Испании, как пишут, является отражением корриды: красный символизирует разлитую кровь, а желтый - песок.

Сын Франсиско, Хуан, был даже более изобретательным, чем его отец. Именно он разработал концепцию «куадриллы », или команды корриды. Он также представил «эсток» (меч, специально предназначенный для борьбы с быком), «бандерильеро» и помощника, известного как «кештеро», который с коротким кинжалом наносит удар умирающему быку. Невероятно, но учитывая выбор профессии, Хуан Ромеро дожил до 102 лет.

Педро Ромеро было 17 лет, когда он убил своего первого быка. Это было в его родном городе Ронде, и он действовал в команде своего отца Хуана.


Памятник Педро Ромеро в Ронде



Хотя Педро Ромеро не был таким новатором в практических деталях, как его отец и дед, он считается первым матадором, который по-настоящему задумал бой быков как искусство. Он установил стандарты и правила для корриды, которые сохраняются по сей день.

В 1830 году, когда ему было 76 лет, приказом короля он был назначен директором и учителем Севильской школы корриды. Говорят, что на глазах у ликующей толпы он убил несколько быков в Мадриде в возрасте 80 лет, и что в свое время он убил более 6000 быков на ринге, не будучи задетым.

А самый расцвет корриды, как это ни странно, случился не в 18-19 вв, а в начале 20-го, 1910-1920-е годы считаются золотым веком корриды. А десятилетие между 1970 и 1980 годами стало крупнейшим коммерческим развитием мира корриды.

В Ронде арена боя быков одна из старейших и самая большая в Испании





У входа памятники тореадорам семьи Ордоньес (Ordóñez)

Памятник Каэтано Ордоньесу-и-Агилера (Cayetano Ordóñez y Aguilera) - «патриарху» семьи тореадоров Ордоньес. Эрнест Хемингуэй использовал его в качестве модели для «Педро Ромеро», талантливого молодого тореадора в фильме «И восходит солнце».



Сыновья Каэтано стали тореадорами, а Антонио Ордоньес (Antonio Ordóñez) стал одним из самых знаменитых тореадоров Испании после Гражданской войны и героем книги Хемингуэя «Опасное лето» . Его правнуки, Франсиско и Каэтано Ривера Ордоньес - известные матадоры, которые до сих пор работают в Испании.

В первую неделю сентября в Ронде проходит фестиваль Педро Ромеро. Одно из главных событий в эти дни - специальная коррида - Гойеска, названная в честь знаменитого испанского художника Франсиско Гойи. В 1815 году Гойя создал серию гравюр "Тавромахия", которая и послужила источником вдохновения при создании стиля и концепции этой корриды.

Династия Ордоньесов управляет этим важнейшим мероприятием культурной жизни уже несколько поколений. Первая Гойеска была проведена в 1954 году, в год 200-летия со дня рождения великого Педро Ромеро.

Гойеска в Ронде вмещает в себя не только саму корриду, но и предшествующее ей костюмированное дефиле, когда "Дамы Гойески" (Dama Goyesca), наряженные в стилизованные под 18 в. платья, проезжают по городу на изящных повозках.

В роли Дам Гойеска выбирают несколько жительниц Ронды, пользующихся здесь наибольшим уважением.

Дамы Гойеска были настолько популярны, что в 2009 году в парке Аламеда, прямо напротив статуи Педро Ромеро, самого известного тореадора Ронды, была торжественно открыта бронзовая статуя женщины-гойески.



Но сейчас отношение к корриде меняется. Защитники животных призывают запретить ее. Но пока это не произошло. В Испании защита корриды как культурного достояния была включена в законодательство с 1991 г. И хотя периодически происходят «акты неповиновения», но они ни к чему не приводят. В 2010 г. Парламент Каталонии запретил корриду в Каталонии с 1 января 2012 г, но испанский Конституционный суд объявил запрет в неконституционным. То же самое произошло на Балеарских островах.

И вот вопрос - что важнее: исторические традиции или человеческое отношение? Понятно, что быков все равно убивают, говядину мы едим, но как относиться к тому, что акт убийства превращают в зрелище? Не становимся ли мы похожи на римлян, смотревших с удовольствием на гладиаторские бои?

развлечения, Андалузия, Испания, животные, вопрос

Previous post Next post
Up