Про японский фарфор, южных варваров и росписи цвета "каки"

Apr 17, 2020 18:19

Вчера я была на лекции в Музее искусства народов Востока, конечно, онлайн. И, надо сказать, такой способ меня вполне устроил. Ну то есть обидно, что нельзя все живьем посмотреть, но, во-первых, лектора очень хорошо слышно и никто не мешает - я единственный зритель, во-вторых, лекцию можно слушать и смотреть в любое время, прерваться, пойти перекусить, а можно и совместить одно приятное с другом - духовное с материальным, лекцию с бутербродиком)
Итак, слушала я про Японский фарфор. Япония, конечно, страна загадочная и великая, но, совершенно неожиданно для меня оказалось (интересно, я одна такая и все это давно знают?), что все, что мы считаем чисто японским (каратэ, бонсай, икебана и даже кимоно) Япония взяла из Китая, конечно, переработав все на свой манер. И тоже самое произошло с фарфором, про который, правда, все знают, что создали его в Китае, но японцы, узнав секрет его производства, наводнили рынок своими изделиями, как раз когда в Китае была череда междоусобиц, и им не до фарфора было совсем.
Первый фарфор делали в Японии в местечке Арита, и создателем считается Ли Сампхён (или Ри Сампэй) - иммигрант из Кореи, и было это в 17 в..
Интересно, что первый японский фарфор расписывали кобальтом, и очень он похож по тону на нашу Гжель. Кстати, кроме Китая(Японии) и Гжели синие рисунки на фарфоре и керамике были еще на Востоке (Иран, Турция), откуда они пришли на Пиренейский полуостров и превратились там в плитку азулежу (про нее напишу, когда, наконец, про Камино начну писать). А еще в Голландии - все, наверное, помнят голландские изразцы, так любимые Петром Великим.

Все фотографии - скриншоты слайдов


Но вернемся в Японию.
Поначалу весь фарфор расписывался кобальтом, а потом начали писать уже по глазури другими цветами.



И надо сказать, что большая часть фарфора шла на экспорт в Европейские страны, и японцы не только рисовали свои национальные мотивы, но и стали делать вазы практически в силе барокко



Здесь на вазе озображен лев, запомните, потом еще про льва поговорим)



и писать самих европейцев на кораблях, на которых те приплывали.



Корабли эти назывались Каракки, и потом стиль назван Краак. А первое блюдо - в стиле Намбан, и это переводится, как "южные варвары" - это тогда португальцы и голландцы были



А потом уже и европейцы, раскрыв секрет фарфора, стали повторять японские формы и рисунки, правда, получалось у них не так изящно, как в Японии.

Это японское блюдо


А это уже Мейсонский фарфор, тут, кстати, они льва попытались изобразить, но он очень странный получился)



Конечно, был в Японии вещи, которые не шли на экспорт, а оставались внутри страны, и их использовали, например, для подношений - знаете же, наверное, как любят японцы всякие ритуалы и подарки.
На этой вазе изображена дама периода Хэйа́н (где-то 8-12 вв.), так вот тогда кимоно не было, были длинные свободные одежды, да и волосы носили распущенные и длинные (порой выше (больше) роста). Это  я, кстати, узнала еще из одной лекции в музее)



Еще делали фарфор в стиле Какиэмон: сам фарфор очень тонкий, вязкий - в него для этого добавляли золу дерева Юдзу, а расписывали ярким оранжевым цветом, как у хурмы - так вот, такой цвет по-японски «каки», то есть Какиэмон означает, что мастер наносит росписи цветом "каки")



Еще очень много можно рассказать, но покажу еще только одно блюдо: как вы думаете, когда его сделали? Такой авангардный стиль.



Не буду томить - это Япония, 17 в.)) А сейчас, по словам лектора, в Японии в области фарфора делают потрясающие вещи.

Наверное, хватит на сегодня. Очень рекомендую посмотреть эту лекцию Анны Егоровой, полУчите истинное удовольствие и от красоты, и от интересного рассказа.

искусство, музей

Previous post Next post
Up