Сделаю маленький перерыв в рассказе о киевских церквях) И сегодня напишу про муралы. Слово это первый раз я и услышала сейчас в Киеве.
Судя по тому, что я увидела, я поняла, что мурал - это, по сути, огромное граффити. Тут, правда, сразу возникает несколько вопросов) Граффити - какого рода? Где-то пишут, что мужского, где-то среднего, а в общем-то, наверное, это множественное число от итальянского graffiti, которые в единственном числе graffitо. Ну, с муралами проще, они однозначно мужского рода.
Кстати, само слово mural переводится как фреска.
Но в чем их отличие от граффити? Первое, что приходит на ум - в размере. Хотя видели мы много огромных граффити, к примеру, в
Выксе, но никто их муралами не называл. Еще пишут о том, что муралы изображаются, в основном, профессиональными художниками, но на это тоже могу привести кучу примеров того, что называют граффити, и они сделаны очень профессионально.
Freedom, или Птичка с лампочкой
Автор: Алекс Максиов / Alex Maxiov (Украина) 2016, ул. Франко, 12
В рамках антивоенного проекта Art United Us.
Муралы, как правило, появляются, все-таки с одобрения или даже по заказу властей города из-за их масштабности. Но не все видят в них только хорошее. Наткнулась тут на
высказывания по поводу киевских муралов различных социологов, урбанистов и культурологов, которые считают, что муралы часто «не соотносятся ни с эстетикой домов, ни с «тематикой» районов». Но то же самое, в общем, можно сказать и про сами здания, тем более, что построить их сложнее и намного дороже, чем мурал, а если оно вдруг не впишется, то ломать его уже точно никто не будет, а мурал, если он уж окажется совсем неудачным, закрасить не так сложно. В общем, и архитектура, и граффити должны вписываться в город, вернее, должны быть созданы не только хорошими художникам и архитекторами, но и людьми с хорошим вкусом.
А о вкусах, как известно, не спорят. На том же форуме увидела критику мурала на здании ДК Киевского Политехнического института - якобы, цитирую, «это тяжелое бруталистское здание с рублеными объемами, тяжелыми формами и узкими окнами-щелями. Оно само по себе не нуждается в украшениях в виде муралов или мозаик». Честно, когда я видела ДК КПИ, мне показалось, что граффити на нем созданы в момент строительства, настолько хорошо они вписывались. Моя кузина, которая работает как раз в КПИ, рассказала мне, что эти граффити сделал американский художник Аарон Ли Хилл в одиночку и буквально за неделю, причем еще и дожди поливали в это время.
Кстати, наша всеведующая Википедия (в отличие от англоязычной) про муралы не знает, про них только немного написано в Монументальной живописи. А вообще пишут, что муралы берут свое начало в революционной Мексике 30-х годов 20 в., где они превозносили героев-революционеров.
В Киеве бум муралов тоже пришелся на неспокойное время, было среди них много политических и патриотических.
Ходила и удивлялась, как их много, а уже дома посмотрела в Интернете и поняла, что и десятой доли не увидела, так что все любители граффити - бегом в Киев)
Леся Украинка, или Конвалии (Ландыши)
Автор: Гвидо ван Хелтон (Австралия), ул. Стрелецкая, 28
Возрождение
Джулиан Малланд (Seth) (Франция) и Алексей Кислов (Украина), ул. Боричев Тик, 33/6А
В рамках фестиваля «Французская весна»
Девушка, правда, очень "аватарная" получилась)
Напротив Птички с лампочкой
Черное море
Джейк Айкман (ЮАР) ул. Бульварно-Кудрявская, 35
В рамках антивоенного проекта Art United Us.
Велосипедист
Emmanuel Jarus (Канада), ул. Вячеслава Липинского, 13 возле велотрека
Фактически - это автопортрет
В рамках антивоенного проекта Art United Us.
Wall’ьная душа
O’prime (Алексей Приймак) 2011 г., ул.Большая Житомирская, 24-б
К сожалению, мурал в узком проходе между домами, и снять его целиком не получается.
Здесь не буду ничего объяснять, пусть расскажет сам
автор “Wall’ьная душа” - это вопрос о «Без Wall’ьности». То есть «Душа, которая пренадлежит стене»- вопрос о «Без стенности».
Эта работа поднимает вопрос, на мой вигляд, о самой главной проблематике теперешней легальной стороны уличного искусства, в том
числе мурал-арт и графити ….
Художники есть, а стен нету- эта главная идея работы.
Эта робота представляет собой реконтекст картин художников времен ренессанса. Значение «реконтекст» взято как процесс изменения первичного значения и коммуникативных целей. Классические сюжеты используются так как это всемирно принятое искусство и в данном случае направлено на широкий круг зрителей.
Сюжетная линия прослеживается с лево на право, и у каждого персонажа есть своя роль. В левой части- «ангелы и Боги»- «начинающие и художники, которых уже спонсируют материалами и поверхностями»… Некоторые «начинающие» задумываются, некоторые
уже делают первые «надписи»… но так как практика практически невозможна многих «начинающих» это пугает..
По правую сторону происходит борьба между художником-творцом и «властью». («Власть»- человек, который имеет больше сил иполномочий, человек за которым чкрывается ответ)
У художника, который не получив возможности себя реализовать, «отпадают крылья»…
Не смотря на все запреты , есть те, которые вылетают из любых рамок и создают удивительные работы…
Так стоит ли запрещать то, что безусловно перерастает в искусство?
С уважением, O’Prime.
Надеюсь, что проживут эти муралы там долго, а вот у нас, увы, так не получается. Как раз сегодня прочитала у Тани
moscow_i_ya, что
закрасили граффити Вариации на темы Дюрера Максима Косаткина на Китай-городе. Очень печально(