Но это не про Москву, а про Вытегру)
Эх, каким чудесным городком была бы Вытегра, если бы… Если все подремонтировать, построить, покрасить, да и пустить туда потоки туристов наших и иностранных, ведь в городе интересных и необычных мест полно. Да и приезжать туристам есть на чем.
Итак, расскажу про Вытегру поподробнее, хотя, к великому сожалению, сами мы увидели только малую часть, ибо Вытегра была у нас только проездом. А город стоит целенаправленного визита.
Ну, про подводную лодку посреди средней России я уже рассказывала.
Дальше идет краеведческий музей. Сами не были, но пишут, что музей очень познавательный)
Есть тут еще музей Николая Клюева в доме, где он жил в 1918-23 гг. А около Сретенской церкви стоит памятник Клюеву - самый первый в России.
Церковь Сретения построена во второй половине 19 в. в псевдорусском стиле, и ей повезло, что не сделали там после революции ни склад, ни МТС, а был там краеведческий музей.
А рядышком с ней деревянная часовенка, похожая на пряничный домик - часовня Исаакия Далматского. Построена в 1881 г., но не здесь, а на южной окраине Вытегры на Беседной горе, которая называлась так в память о беседе Петра Первого с местными жителями в 1711 г.
И о Петре Первом, благодаря которому в Вытегре произошли великие события, чуть поподробнее. С этим связан и еще один музей, а именно «Водные пути Севера», посвященный строительству и эксплуатации Мариинской системы.
Как же много в жизни успел наш великий царь! И в заштатном городке Вытегре успел побывать, вернее в селе Вянги, существовавшей здесь с конца 15 в. А Вытегорский погост, ныне с.Анхимово, стоял ниже по течению Вытегры и славился 25-главой церковью Покрова Пресвятой Богородицы. К великому сожалению, храм этот сгорел в 1963 г. , но его современного двойника мы видели под Питером на территории комплекса «Усадьба Богословка».
Но вернемся к Петру Великому. Царь наш любил корабли и везде находил возможность их использовать) А любимый город Петра надо было как-то снабжать, и вот он искал пути делать это быстрее и проще. И решил, что водный путь должен проходить именно здесь по древнему волоку из Ковжи в Вытегру. И по указанию Петра английский инженер Джона Перри проводил здесь изыскания. А в 1715 году выше Вянгинской пристани построили судоверфь, которая функционировала до 1847 года. Однако у Петра была еще куча дел и проблем, а после его смерти о Вытегре забыли. Вспомнила только Екатерина Великая - строительница не кораблей, а городов, и село Вянги было преобразовано в город Вытегру и, как и везде, разработан для него регулярный план улиц. Екатерина про канал тоже думала, и даже при ней изыскания велись и сметы составлялись, но все деньги она твердой рукой отправила на строительство дорог Петербург - Москва и Петербург - Нарва.
Окончательно к идее канала, вернее ее осуществления, пришли в царствование Павла, когда этим занялся Яков Сиверс, и он вернулся к проекту Перри. Денежки взяли почему-то из казны Воспитательных домов, а поскольку ими заведовала императрица Мария Федоровна, то и канал стал называться Марьинским, а потом Мариинским. И сама водная система от Волги до Онежского озера стала называться Мариинской.
Герб Вытегры (вернее, его основная часть, вариантов - море, можно
здесь посмотреть)
В 1810 г. открыли движение. От Рыбинска (устье Шексны) до Санкт-Петербурга (устье Невы) в среднем можно было добраться за 110 суток.
Тактико-технические данные:
1124 км
28 деревянных шлюзов и полушлюзов ( 32 м * 9 м)
20 плотин
12 водоспусков (однопролетных плотин)
5 разводных мостов
И начали возить грузы в Питер, и так хорошо возили, что в Рыбинске построили Хлебную биржу и начали экспортировать пшеницу в Европу. И даже нефть здесь возили - фирма «Бр. Нобель» начала перевозку нефтесырья в Варшаву, предпочитая водный путь железной дороге.
Пароходы появились на Маринской системе раньше, чем на других водных объектах. А кроме пароходов, использовалась лошадиная тяга и туерная. Пока читала про Мариинскую систему, нашла для себя новое слово) Это суда, которые двигались по реке вдоль проложенного по дну троса или цепи, по сути это такой вид буксировки. Они появились в начале 19 в., но в 50-м годам 20 в. практически перестали использоваться. Сейчас их применяют только на местах с очень быстрым течением или там, где запрещено следовать своим ходом. А называется их передвижение красивым французским словом - туаж)
Самый уникальный объект системы - сам Мариинский канал: высшая точка его по сравнению с уровнем воды в Вытегре - 86 м, и настолько поднимались суда!
Здесь и карта есть, и профиль (картинка из Википедии)
И хотя вроде на пути полно озер, и вроде можно беспрепятственно по ним плыть, но озера эти подобны морям, и шторма в них не редкость. И поначалу суда часто погибали, пока не прорыли приозерные каналы вдоль берегов Белого, Онежского и Ладожского озер. Этим занимались уже после открытия Мариинской водной системы, и вообще ее постоянно углубляли, обновляли и реконструировали. Построили Ново-Мариинский канал вместо старого Мариинского, деревянные шлюзы заменяли каменными. В 1922 г. открыли несколько гидроузлов, в т.ч. и Череповецкий, а в 1941 г. начали заполнять Рыбинское водохранилище, что позволило отказаться от нескольких шлюзов. Ну, а в 50-е годы и дальше строительство всяческих водных объектов началось семимильными шагами: после открытия Волго-Донского канала, началось строительство Волго-Балтийского. Он частично проходит по трассе прежней Мариинской системы, местами несколько отклоняется от неё. Практически уже нет естественных рек: каналы и водохранилища. Вытегра спрямлена и шлюзована, Ковжа спрямлена, между Ковжей и верховьями Вытегры прорыт прямой водораздельный канал, русло Шексны затоплено Шекснинским и Рыбинским водохранилищами. И тем не менее, как не привыкли мы к шлюзам и каналам, размах этот поражает, т.к. высота водораздела Вытегра-Ковжа никуда не делась, и суда по-прежнему надо поднимать на большую высоту.
Вот об этом и рассказывается в музее «Водные пути Севера», куда мы, к сожалению, не попали - сюда (как и в музей Клюева) надо звонить и договариваться о своем визите заранее, не настолько это популярные места, как подводная лодка(
Но зато шлюзы мы посмотрели. На один (№3) заехали и получили отворот-поворот - охраняемый объект. Зато на другой (№5) подъехали спокойно - там мост разводной.
Механизм поворота моста
Суда ждут своей очереди
Посмотрели, как сухогруз проходит: долго шел - очень длинный оказался, а по ширине - тютелька в тютельку в шлюз вписался.
И следующий уже за ним
Вообще на этом
сайте все очень подробно про шлюзы написано.
В общем, Вытегру очень рекомендую, особенно, если на кораблике - красота))