«Спектакль заставляет задуматься», - это фраза может звучать в двух разных случаях. Очень часто ее произносят или пишут люди, которым спектакль не понравился или они просто не поняли, что хотел сказать режиссер, а сказать что-то надо, чтобы и себя в глазах других не уронить, и увиденное охарактеризовать, бросив такую туманную фразу.
А второй случай - именно тот, когда фраза правдива, и то, что увидели на сцене, переворачивает все в голове, и хочется как-то уложить все обратно. Так случилось и на сей раз у меня на спектакле
САМиТеатра «Онегин».
Да что уж тут может быть непонятного и неизвестного? Все мы читали его в школе, поняли навсегда, что это лишний человек, стоящий выше своего окружения и мучительно решающий проблемы выбора жизненного пути. Но в спектакле - о нем самом чуть позже - уцепилась я за фразу, произносимую Онегиным Татьяне, но не в стихах, а в прозе.
"Да перестаньте же, наконец, Татьяна Дмитриевна! Ведь вы уж до галлюцинаций договорились. Во-первых, я совсем не виденье, а ваш сосед, русский дворянин и помещик Онегин, приехавший в деревню получить наследство от дяди. Это дело совершенно практическое, и никакие милые видения подобными делами не занимаются. Во-вторых, за каким я дьяволом буду мелькать по ночам в прозрачной темноте и тихо приникать к вашему изголовью! Мельканье -- дело очень скучное, и бесполезное; а тихое приникание привело бы в неописанный ужас вашу добрую мамашу, которую я от души уважаю за ее простоту. И, наконец, могу вам объявить раз навсегда, что я по ночам не мелькаю, а сплю, тем более, что и все мое интересное страдание, по справедливому замечанию Белинского, состоит в том, что я ночью сплю, а днем зеваю. Значит, мелькать мне некогда, и я могу вам сказать по совести, что если бы вы подражали моему благоразумному примеру, то есть крепко бы спали по ночам, вместо того чтобы мечтать о писаных красавчиках и читать раздражающие романчики, то вы никогда не стали бы уверять меня в том, что вы видали меня во сне, что мой голос раздавался в вашей душе и что я приникаю к вашему изголовью. Вы бы тогда понимали очень хорошо, что все это - пустая, смешная и бестолковая болтовня".
Что это, откуда здесь, кто написал? Дома сразу кинулась искать, и оказалось, что это из статьи Писарева «Пушкин и Белинский (гл.1 «Онегин»). Удивительно живо и интересно написана эта статья. Конечно, резкость Писарева, писавшего ее сидя в Петропавловской крепости, надо немного смягчать, особенно, его отношение к самому Пушкину, но что касается Онегина и Татьяны, я согласна с ним совершенно. Во как, я согласна с Писаревым))
Вкратце: он критикует Белинского, который тоже воспринимает Онегина, как человека, стоящего над окружающим обществом, и пишет, что Онегин ни разу не герой, а наоборот, очень мелкий человечишко со слабым умом и большим самомнением. А Татьяна - вовсе не идеал женской души, а девочка, начитавшаяся французских романов и вообразившая фиг знает что, см. выше)
В общем, и роман - не энциклопедия русской жизни, а если он «есть энциклопедия русской жизни, то, значит, энциклопедия и русская жизнь нисколько друг на друга не похожи, потому что энциклопедия -- сама по себе, а русская жизнь -- тоже сама по себе».
Но это статья. Вернемся к спектаклю, и здесь нам является третий Онегин, тщеславный франт сначала, «прозревший» после убийства - а это было именно убийство друга под страхом был опозоренным Зарецким перед толпой - что может быть ужаснее. Так вот после убийства Ленского Онегин становится как-то лучше, что-то начинает понимать, а встретив Татьяну и влюбившись в нее, уже вообще выглядит человеком. Конечно, надо отдать должное Даниилу Страхову - в его исполнении любой мерзавец будет выглядеть героем (все мы Татьяны - романтичные натуры (ха-ха))
Фотографии с сайта театра
В общем, этот спектакль был именно про Онегина, хотя сам роман Пушкина и его главный герой (в данном случае - героиня) - это Татьяна, нежно любимая поэтом.
На фоне Онегина образ Татьяны (в исполнении Ирины Пеговой) немного стушевывается, но ярче всего он выступает в конце спектакля, когда Татьяна говорит с Онегиным. Здесь это женщина с сильным характером, а в начале спектакля ранимая девушка, которую автор, неизменно присутствующий на сцене, отпускающий шуточки и всякие ремарки, все время поддерживает и словесно, и физически, гладит по головке и вообще нежно опекает.
Сергей Чонишвили на мой взгляд - настоящий Пушкин, временами очень циничный, временами внимательный и заботливый.
Всего на сцене 5 действующий лиц, и, одно из них, конечно, Ленский в исполнении Сергея Шнырева, внешне совсем не тот, каким он представляется, зато внутренне - поэт. Хотя тут можно тоже поговорить на тему Ленского, его ума и образованности, но это в следующий раз)
И, наконец, еще один персонаж. Нет, это не Ольга - Ольгу в начале действия нам являет та же Ирина Пегова, умудряясь без грима и костюма показать двух разных женщин почти одновременно. 5-й персонаж - музыка, созданная и сыгранная Алексеем Айги и его
ансамблем «4'33"».
Я слышала его музыку и в фильмах, и в проекте «Гамлет» того же САМиТеатра, и вот сейчас. И она мне очень нравится, пожалуй, из всей современной музыки она мне ближе всего.
Собственно, это не спектакль, а просто чтение по ролям под музыку и в сочетании с видеорядом на экране. Как скучно это звучит, и как удивительно красиво и интересно на самом деле) И плюс еще вкрапления в текст замечаний Писарева и шуточных стишков самого Пушкина и других поэтов.
Публика в зале была очень разная: и пожилые бабульки, и холеные мужички, и школьники. Рядом со мной сидела группа ребят из какого-то колледжа, поначалу испугавшие меня своим «легкомысленным» поведением и шумом, но, могу сказать, что уходили они совсем другими, чуть повзрослевшими что ли)
Обсудить спектакли и узнать новости театра можно в группах театра в соцсетях: в
Фейсбуке,
Инстаграм,
Youtube и
ВКонтакте,
Большое спасибо сообществу блогеров
moskva_lublu и лично Марине
kogda_leto за приглашение!