Подводные лодки в тысяче километров от моря - почему, зачем и как?
В этом году в наших путешествиях мы несколько раз сталкивались с этим фактом: сначала в Вытегре, возвращаясь из Норвегии, а сейчас во время нашего Тревел-марафона в Нижнем Новгороде. О том, что в Нижнем делают подводные лодки, мы не знали (вернее, наверное, просто не интересовались), хотя это стало известно еще в 90-е годы, а до этого было покрыто строгой военной тайной. В советские годы для всех Завод «Красное Сормово» производил только гражданские суда.
История завода началась еще в 1849 г., и первым судном, произведённым на заводе, стал деревянный колёсный пароход «Ласточка». Уже с начала 20 в. завод выполнял военные заказы. А в 1929 г. начал производить подводные лодки. В феврале 1930 г. была заложена головная подводная лодка типа «Щ», названная «Комсомолец», так как деньги на ее строительство собирали комсомольцы всей страны.
1936 г. - начали строить лодки тип «С». В нижегородском Кремле стоит копия боевой рубки подлодки С-13, командиром которой был А. И. Маринеско, потопивший в январе 1945г. немецкий теплоход "Вильгельм Густлов" с несколькими тысячами человек на борту, а затем "Генерал Штойбен".
На заводе также делали подлодки типа «М» - Малютки. Возможно, на такой плавал за ягодами Кузьмич в «Особенностях национальной рыбалки».
Перевозили лодки до моря по Волге и каналам в плавучих доках производства того же Красного Сормова.
Картинка
отсюда А может поначалу это происходило так, как на картине художника Яркина "Переход на Север подводной лодки НАРОДОВОЛЕЦ в 1933 г". Здесь лодку тащит буксир без всякого дока.
А в 60-е годы начали строить атомные подлодки, и с этим связана трагедия, случившаяся здесь в январе 1970 г.
Подлодка К-320 - первая в советском флоте лодка, которая способна производить запуск ракет из подводного положения.
Во время гидравлических испытаний первого контура атомного реактора произошел несанкционированный пуск реактора, не выдержали заглушки трубопроводов реактора (были установлены заглушки на 200 атмосфер, а не на 400). И на высоту более 60 м. ударил столб радиоактивной воды.
Только на следующий день у работников собрали и сожгли одежду, которая была на них при аварии. А в городе стало известно только, что нескольких рабочих обожгло паром, при том что западные СМИ сообщили о катастрофе сразу.
Официально завод - гражданский, на нем производятся только сухогрузы и пассажирские суда, поэтому только через месяц на дезактивацию прислали военных. А с первого дня в условиях строжайшей секретности и гонки - необходимо было сдать лодку в срок - для дезактивации лодки и помещения вызвали добровольцев из числа рабочих. И основными инструментами стали … тряпки и швабры, а самих рабочих одели в робы, деревянные башмаки и марлевые повязки. Им платили по 50 руб. за 4-часовую смену.
До 28 апреля лодка была дезактивирована и заменен реактор. Лодку сдали в срок.
Военные дезактиваторы получили статус ветеранов подразделения особого риска, с соответствующим набором льгот и компенсаций, а некоторые были награждены «Орденом мужества».
Из работников завода несколько человек погибли при аварии, и потом люди начали умирать от лучевой болезни. И долгое время гражданские ликвидаторы вообще не могли претендовать на какие-либо льготы. Да и сейчас оставшимся в живых людям не удалось добиться всего того, что им положено. Подробнее про аварию и ее последствия
здесь.
Завод еще долго потом производил лодки. В том числе и атомные. Всего было построено 275 боевых подлодок, из них 26 атомных.
А в 2004 г. была выпущена последняя лодка Варшавянка для военно-морского флота Китая.
И теперь Красное Сормово строит только гражданские суда: танкеры, сухогрузы и теплоходы.
#TRмарафон #тревелмарафон