Саграда Фамилия. Очень страшно и сложно писать об этом творении Гауди, которое из всего виденного нами во всех странах, включая дворцы, замки, церкви, оказалось самым удивительным. Сначала думала вообще не писать о Гауди - все же знают о нем, написаны тонны и гегабайты книг и статей. Но потом решила, что нельзя не описать самое яркое впечатление от Барселоны и вообще от всей архитектуры Испании и Европы. А дальше, похоже, один пост превратится в несколько: про дома Гауди тоже нельзя не сказать, и в результате получится целый сериал про творения Гауди, который я сразу закончу, как увижу, что сия тема вам надоела)
Итак, приступим.
Увидеть Саграду было моей мечтой, и я безумно рада, что реальность превзошла все мои ожидания.
Немного истории. Церковь эта была жизнью Гауди, он стал ее архитектором в 31 год и через 43 года умер, не успев достроить. Гауди практически жил в Саграде. Этот уникальный человек творил, не имея чертежей, постоянно импровизировал, и источником его вдохновения была природа. Пишут, что и сам собор представился ему, когда он увидел Монтсеррат. И та же природа внутри, но об этом чуть позже. Пока посмотрим на церковь снаружи.
У входа в храм макет. Желтое - то, что предстоит построить. Никуда. к сожалению, не деться от спин и лиц японских туристов, приходится терпеть)
По замыслу Гауди должно быть 17 башен: по 4 на 3 фасадах, символизирующие апостолов - часть из них уже построена (112 м высотой), еще 4 - по числу Евангелистов (120 м) и одна, посвященная Иисусу Христу - 170 м. То есть те огромные башни, которые есть сейчас - это самые маленькие. Невозможно даже представить, как будет выглядеть собор, когда его достоят, а собираются сделать это к 2026 г. Хотя периодически возникают трудности. Вот и сейчас, буквально 5 дней назад прошла новость о том, что Саграда выплатит городу 36 млн. евро за строительство без разрешения - нонсенс!
Но тем не менее храм строится. Все время вертятся краны, что-то поднимают и устанавливают.
А мы посмотрим на то, что уже построено. Фасад Рождества - единственный, созданный Гауди. Гауди не только потрясающий архитектор, но и удивительный скульптор. Фасад можно рассматривать очень долго. Кстати, если вы соберетесь в Саграду, заложите себе побольше времени - мы там провели полдня)
Фасад Рождества делится на 3 портала: центральный - Милосердия или Иисуса, справа от него портал Веры или Марии, слева - Надежды или Иосифа.
Они разделяются колоннами, стоящими на черепахах, одна из которых морская, другая - сухопутная, и они символизируют неостановимый ход времени. Капители колонн - пальмовые листья.
Рождество
Волхвы
Пастухи
Над Рождеством сцена коронования Марии. Выше - гнездо, где самка пеликана кормит птенцов. Это символ жертвы Христа, т.к. в соответствии с легендой пеликаны могут кормить птенцов собственной кровью. А выше - кипарис, как символ жизни и смерти, и голуби. А на самом верху - красный крест и голубь - святой дух. Все настолько глубоко символично, что если бы мы заранее не почитали и не послушали наш любимый Izi-travel, вряд ли бы что-то поняли и даже разглядели.
Скульптуры фасада изваяны в натуральную величину. Чтобы добиться «натуральности» Гауди делал слепки с мертворожденных детей, а животных усыплял на время хлороформом.
Фасад Страстей. Пишут, что Гауди спроектировал его гладким - только обнаженный камень и скульптура. Но создать не успел.
И только в 1952 г. оформление портала заказали каталонскому скульптору Жозепу Субираксу. Он долго изучал наследие Гауди, но не стал копировать его стиль, а сделал в своей манере. Я не тонкий ценитель скульптуры, но мне кажется, что боль фасада Страстей передана Субираксом полностью. Хотя говорят, что барселонцы недолюбливают эти работы и называют их звездными войнами.
Поцелуй Иуды и Магический квадрат с сумой 33.
Колонна бичевания
На створках двери текст Евангелия о 2 последних днях жизни Христа и множество других знаков и символов.
Понтий Пилат в раздумьях.
Гроздья винограда, как символ причастия.
Церковно-приходская школа рядом с храмом, выстроенная Гауди как временная в 1910 г.
О чуде храма внутри в следующем посте