Паола Волкова "Мост через бездну"

Apr 11, 2015 00:12

хочу поделится восторгами по поводу одной книги, а именно "Мост через бездну" Паолы Дмитриевны Волковой. на самом деле это целая серия книг по истории мировой живописи, которая еще в процессе издания. но мне досталась пятая книга, о которой я немного вам и расскажу.
в этом томе автор пишет о Брейгеле и Босхе, причем выдвигает довольно схожую с книгой Линды Харрис "Тайная ересь Иеронима Босха", версию о тайной ереси Иеронима. целая глава посвящена Рафаэлю, а точнее его гениальному умению вписывать в композицию. глава об Эль Греко, немного об Энгре, очень интересный взгляд на творчество Дали и очень большой обзор импрессионистов. есть некоторые моменты, с которыми я не согласна (например. отнесение Иеронима Босха к секте "адамитов"), но в целом все очень легко и глубоко написано.



Жан-Огюст Домниик Энгр "Мадонна переда чашей с причастием"

из книги, например, я узнала, что картина Домниика Энгра "Мадонна переда чашей с причастием" ("Мадонна перед причастием" 1841 года) была заказана цесаревичем Александром Николевичем. именно поэтому на картине можно увидеть почитаемых в Россси святых: Николая Чудотворца и князя Александра Невского. полотно, заказанное наследником престола, было выставлено в Петербурге. однако, выставка знаменитого на весь мир живописца.... "провалилась"! в Росии такую мадонну не приняли, сочли "латинской по духу, усмотрев в ней отсыл ккатолической иконографии". Мадонна француза была слишком "земной и чувственной". картина эта долго хранилась в личной коллекции Романовых и не выставлялась.

пересказывать содержание книг по искусству бессмысленно, поэтому лучше выложу интервью Паолы Дмитриевны газете "Аргументы недели", где она сама прекрасно рассказывает о замысле ее книг и ее восприятии искусства:
"- Паола Дмитриевна, ваша увлекательная книга рассчитана всё же на подготовленного читателя, не так ли?

- Да, книга почти беллетристическая, но желательно, чтобы читатель был немного подготовлен к предмету разговора. Я с поклоном отношусь к своим учителям, мне с ними повезло. Они научили меня главному: стараться независимо и самостоятельно смотреть на предмет искусства. Поэтому свою книгу "Мост через бездну" я с полным правом могу назвать авторской: она выражает моё авторское видение, и оно совершенно не совпадает с классическим. Это книга вольная, это книга свободной мысли.

- В своей книге вы пишете, как резко изменились ваши представления о предметах искусства, когда лично приезжали на место и видели подлинники…

- Никогда бы не начала эту книгу, если б своими глазами не видела описываемые мной предметы. Никакое научное описание, кинематограф, репродукции, даже самые лучшие, не могут дать представление о подлиннике. С середины 70‑х годов, когда стала выезжать за границу, я увидела подлинные вещи. Не могу описать тот шок, который произошёл со мной при посещении Венского музея, где я впервые увидела подлинного Рубенса, Веласкеса и Брейгеля. Скажу одно: у меня в этот день резко поднялась температура - до 40 градусов. Это был настоящий психический, физиологический шок.

Приведу ещё один пример. Когда-то со студентами ВГИКа мы сделали фильм об Александре Тышлере, выдающемся советском художнике, которого я очень люблю. Александр Григорьевич был тогда ещё жив. Мы пригласили его посмотреть кино. Будучи доброжелательным человеком, он сказал после просмотра: "Очень вам благодарен за этот фильм. Но я этих картин никогда не писал".

- В каком смысле?

- Как бы ни была чувствительна плёнка, на которой мы снимали, она не передала изобразительной, духовной сути его картин. Это были его работы. Но в фильме он их "не признал". Это к слову об обязательном знакомстве с подлинниками…

- Вы пишете, что много тысячелетий назад цветовая палитра мира была иной. Море, небо были другого цвета…

- Это следует понимать совершенно буквально. Судя по оставшимся сведениям, в те времена был фантастически интенсивный цвет, очень яркий! Возможно, сейчас наш глаз не выдержал бы такой интенсивности. Скажу ещё одну парадоксальную вещь. До начала ХХ века, до того как появились самолёты, поезда, трамваи - автоматические средства передвижения, все люди в мире видели мир точно так, как его видели, скажем, древние римляне. Скорость, с которой люди передвигались по миру, была такая же, как у древних римлян или греков. Они ездили на лошадях, повозках, в каретах, шли пешком. Следовательно, воспринимали пространство вокруг себя с точки зрения панорамы и деталей одинаково. Как отдельные листочки, отдельные элементы. И только с ХХ века изменились сознание, восприятие формы и пространства вокруг.

- В главе о древнекитайском искусстве вы описываете понятие "ши" - китайское определение безупречности, внутреннее духовное свечение. О ком из наших современников вы можете сказать, что в них присутствует подобное "ши"?

- Пожалуй, в Тонино Гуэрре, великом итальянском сценаристе, поэте, о котором я много писала и с которым была дружна. Как писал Пушкин устами Сальери о Моцарте: "Как некий херувим, он несколько занёс нам песен райских". Гуэрра - явление величайшей художественной, исторической глубины и гармонии, все его поступки соизмеряются по уровню "ши". Других творцов я не знаю… Современные писатели, учёные напоминают мне героя фильма "Ностальгия", который Андрей Тарковский, кстати говоря, снял совместно с Тонино Гуэррой. Там один из героев, Доменико, измученный внутренней раздвоенностью, трагической ностальгией по гармонии, сжигает себя, сидя на памятнике Марку Аврелию… Нет, "ши" - очень редкое качество, даже у Андрея Тарковского, с которым мы вместе преподавали на Высших сценарных и режиссёрских курсах, его не было. Тарковский был воплощением "ностальгии по гармонии". Как художник он очень последовательный и цельный. Но ему приходилось жить в тех условиях, которые не позволяли выразить себя в полной мере, он должен был идти на огромное количество компромиссов…

- О чём будет вторая книга из серии "Мост через бездну"?

- Вторая книга должна выйти осенью. Речь в ней идёт о самом сложном периоде в истории европейской культуры и России - о средних веках. Дело в том, что наше представление о Средневековье не соответствует тому, что происходило на самом деле. Надеюсь, мне хватит сил и здоровья написать эту и все оставшиеся из пяти книг. "

кстати, помимо чудесных книг у Паолы Волковой есть и целый цикл передач "Мост через бездну" (12 серий для телеканала "Культура" можно посмотреть по ссылке), на ту же тематику, соответственно. вчера я как раз посмотрела певую серию о Джотто. также очень рекомендую параллельно с чтением книг.

искусство, Александр II, книги

Previous post Next post
Up