Нижнее белье времен Китайской Республики

Aug 09, 2011 14:16

Нижнее белье в императорском Китае ограничивалось шароварами, специальным "нагрудником" (doudu) и кусками материи для бинтования. Традиционно созревшей девушке бинтовали не только ступни, но и грудь. Согласно древним канонам, плоская грудь считалась одним из главных признаков женской красоты. Для достижения этого эффекта девушки туго стягивали грудь неширокой, но довольно длинной полосой хлопчатобумажной ткани. В этих же целях употреблялась женская нательная тугая безрукавка. Бинтование прекращалось только на время беременности и кормления ребенка грудью.
После культурной революции 1919 года китайские девушки стали подражать западным дамам: подчеркивать грудь, талию, бедра.







Инициатором моды на короткую стрижку и натуральную грудь была Женская ассоциация Веньджоу (Yongjia Wenzhou Women Association). Ассоциация также выступала против бинтования ног, которое препятствовало двигательной активности, в частности танцам. Протест нес в себе и скрытый смысл освобождения от мужского гнета. Уже в 1920-х годах ноги бинтовали только в забытых богом деревнях, женщины повсеместно носили короткую стрижку, однако бинтование груди все ещё продолжалось.



пример бинтования груди: новый и старый способы

Обычай бинтования груди после Культурной революции 1919 года стал исчезать постепенно - сначала в крупных городах, где влияние западной культуры было наиболее велико, потом и в селах. Только к середине XX века бинтование груди фактически прекратилось.



карикатура австрийца Фридриха Шиффа

Тема бинтования груди под рубрикой "маленький жилет"(xiaomajia) яростно обсуждалась в журнале Beiyang Pictoral в 1927 году, вслед за серией репортажей о короткой стрижке "боб". Движение за независимость, начавшееся в Гуанджоу в июле 1926, достигло Шанхая в апреле 1927 и двинулось на север. Политический контекст сексуального равноправия, использовавшийся в лозунгах борцов, также сыграл свою роль в распространении моды на натуральные женские формы. Доводы, к которым сводилась точка зрения Beiyang Pictoral, заключались в необходимости ношения бюстгальтера. Однако большинство китайских женщин предпочитало носить маленькие жилеты или маленькие рубашки (xiaoshan) в качестве нижнего белья.



модная реклама нижнего белья

В моде также оставался и китайский традиционный "набрюшник" (doudu). В эпоху поздней Цин его можно было видеть на эротических картинках, изображавших придворных куртизанок. Сейчас его иногда носят китайские дети. Набрюшник представляет собой квадратный кусок ткани с завязками, часто украшенный вышивкой ручной работы. Японский этнолог Ikeda Toshio, приехавший в Китай в 1940-х годах, вспоминал о том, что doudu носили повсеместно: и старики, и дети, и мужчины, и женщины. Молодые предпочитали красный цвет, публика постарше выбирала белый, серый или зеленый doudu, старики одевали черный. Небольшой кармашек в верхней части полотна использовался для хранения денег или сладостей.



современный вариант шелкового duodu можно купить в Пекине

Такой предмет гардероба как doudu также использовался в брачной церемонии. После помолвки девушка посылала своему жениху расшитый вручную doudu, чтобы показать свое мастерство. Набрюшник украшался изображениями летучих мышей как символа удачи, и гранатами, символизировавшими желание иметь множество сыновей.



варианты duodu и пример его ношения

little vest (маленькая жилетка) почти не отличалась по своей конструкции от doudu, но имела пять видов. Жилетка несла ту же функцию, что и западный бюстгальтер, придуманный в 1914 году Mary Phelps Jacobs: он был совершенно плоским, сдавливал и придавал груди "мальчишеские формы" (boyish form). Известное нам бра с двумя чашечками разработала Ida Rosenthal. Об этом техническом чуде китайские женщины узнали в 1927 году все из того же Beiyang Pictoral.



doudu и маленький жилет

Однако изобретение бра не сильно сказалось на изменении вкусов китаянок, что отчасти было связано с плоской от природы грудью восточных женщин. Панталоны и кальсоны, шаровары и комбинации, нижние юбки и чулки, лифчики и трусики, и даже корсеты - все эти блага западной цивилизации были доступны китайским женщинам в городских магазинах в начале 1930-х годов. Женское бра так и не стало непременным условием гардероба любой модницы - китайские женщины беспрекословно хотели подражать западным красавицам, но не всегда знали, как надеть то или иное чудо западного гардероба.



первые китайские бюстгальтеры выглядели так

Это противоречие хорошо иллюстрирует реклама фабрики хлопковой одежды Zhenfeng, вышедшая в 1937 году под названием “Почему ты не носишь жилет?”. На рекламных плакатах молодая сестра, поклоняющаяся всему новомодному, противопоставляется старшей сестре, все ещё предпочитающей традиционный жилет. Младшая сестренка думает, что жилет - устаревший, вышедший из моды вид одежды, да к тому же вредный для здоровья. Правда, она сама не уверена, как надевать бюстгальтер. Решение найдено - выбор за хлопковой нижней сорочкой, последней новинкой Хлопковой Мануфактуры Zhenfeng! Старшая сестра решает, что завтра она тоже обязательно купит такую же (Jilian Huikan, 1937).



реклама сорочки (Vouge, 1926)

однако были в Китайской Республике и новомодные шанхайские флапперы, вовсе не носившие белья. Так в Beijing huabao от 4 сентября 1930 года сообщалось, что в Шанхае мода достигла пика разврата. девушки облачились в прозрачное qipao из тонкого газа, без воротничка и рукавов, из под которого просвечивали розовые соски и белоснежные женские ножки. Стоило подуть ветру, и последняя тайна была раскрыта. В конце статьи корреспондент задавался вопросом, в конце концов, чем же отличался такой наряд от наряда Евы?



шанхайская реклама времен Республики: девушка одета в doudu и обтягивающие шорты

ципао, brassiere, 1920, бра, нижнее белье, qipao, fashion, doudu, xiaoshan, 1940, Китай, xiaomajia, 1930, 1910

Previous post Next post
Up