аничков дворец: часть III

Jan 09, 2010 16:26



библиотека Александра Александровича в Аничковом дворце




7. Библиотека. 8 - Желтая и Голубая гостиные 9. Малиновый кабинет (Красная гостиная)

в третей части моей мини-экскурсии хотелось бы рассказать немного об интерьерах конца XIX века, когда Аничков дворец активно переделывался Мельцером для Марии Федоровны и Александра Александровича

Библиотека расположена в левом крыле дворца окнами в садик. она была переведена сюда из Зимнего дворца в 1866 году. за образец взяли библиотеку принца Ольденбургского, начал оформление архитектор Э.И.Жибер, в 1868 году ее перепоручили архитектору И. Монигетти, который выполнил двухэтажное помещение в духе ренессанса двухъярусное. в одной из ниш был устроен вход, в другой - камин, в третьей - небольшое потайное помещение (вероятно, для целей безопасности), в в четвертой - устроена лестница на антресоли.
лепной плафон с разделкой под дуб по рисункам Монигетти создал подрядчик Александр Дылев. остальные работы выполняла фирма Н.Штанге. работы были завершены в 1869 году. Монигетти поличил крупную сумму, а Мельцер, непосредственно наблюдавший за работами, награжден за усердие орденом св. Станислава. на данный момент не сохранились лишь оконные витражи.





герб Александра Александровича





люстры и потолок под дуб



фотография первой половины XX века.

Желтая и Голубая гостиные существуют со второй половины XIX века (по цвету штофной обивки), однако несут следы ампирных переделок архитектора Росси. известно, что до этого здесь располагались покои Екатерины Павловны. к настоящему времени в гостиных сохранились монументально-декоративная роспись перекрытий. роспись плафонов - гризайль на голубом и желтом фонах, лишь в углах перекрытия Желтой гостиной введена полихромная роспись. сюжеты росписей связаны друг с другом: в Желтой гостиной превалирует тема любви ("Вакханалия", "Бракосочетание в храме Амура", "Жертвоприношение Афине"), в Голубой - торжество искусства ("Аллегория музыки", "Парнас", "Истина в искусстве", "Триумф Аполлона"). про авторство росписей мне так и не удалось ничего выяснить.



Желтая гостиная



бюст "нашего всего" АСП поставлен, разумеется, гораздо позже. вообще, вся мебель и декоративные элементы не являются подлинными.





дверь в Голубую гостиную



роспись потолка



Голубая гостиная





Голубая гостиная фото первой половины XX века.



Золотая гостиная



Золотая гостиная

интерьер Малинового кабинета Марии Федоровны появился в 1866 год. так как малиновый цвет был одним из любимых цветов Дагмар, то штоф и драпировка были сделанным именно в этом цвете. данный вид гостиной в стиле Людовика XVI помещение получило при переделке архитектором Э.И. Жибером. в отделке принимали участие скульптор А. Дылев, исполнивший все скульптуры и лепные украшения потолков и стен, живописец А.К. Фишер, автор некоторых сюжетов в Кабинете ее высочества, столярный фабрикант и резчик Е. Шридер. бронзовую золоченую люстру в 100 свечей, 6 стенных бра и канделябры поставила фирма "Никольс и Плинкс". А. Тур изготовил по рисункам Э.И. Жибера Эмебель богато резную золоченую с пробелкой в черни, обитую в стиле Людовика XVI". в 1866 году каибнет был отремонтирован М.Е. Месмахером, а С. Садиков промыл и перезолотил лепной декор, мебель была заменена новой, в стиле "broche". на данный момент из аутентичной мебели сохранились лишь стол и столешницы.

один из современников описывал эту комнату: "Кабинет - квадратный и устлан громадным ковром, весьма светлых колеров и цельной ткани. Драпировка кабинета и обивка мебели малиновая, шелковая. По углам красуются мраморные изваяния. Стены увешаны картинами. Несколько козеток и диванов со столиками расставлены в разных направлениях кабинета и блестят пестрыми, шитыми и ткаными подушками. В углу кабинета - большой рояль, с двумя этажерками нот. Потолок и стены расцвечены лепною работою, рисунки медальонов принадлежат А.И. Боголюбову. У окна, на отдельной подставке "Святое семейство" Фротеско Фрония, недалеко от него, под стеклом - букет серебряных цветов работы московской фабрики купца Овсянникова, поднесенный цесаревне по случаю ее обручения. В северо - восточном углу - скульптура пушкинской Татьяны работы Изобелли, окруженная цветами и зеленью пальм".



Малиновая гостиная







































фото первой половины XX века.



Н.И.Соколов "Кабинет цесаревны Марии Федоровны". гравюра, 1869.



Н.И.Соколов "Кабинет цесаревны Марии Федоровны". гравюра, 1869.

Дагмар (Мария Федоровна), аничков дворец, Романовы

Previous post Next post
Up