Аделаида Патти

Sep 22, 2009 13:43

хочу поделиться с вами ещё одной фотографией из моей скромной коллекции. на этот раз симпатичная пухленькая дама в "пажеском костюме" имеет свое имя. на снимке знаменитая итальянская певица Аделина Патти (Adela Juana Maria Patti, 19 февраля 1843, Мадрид - 27 сентября 1919, Брекнок, Уэльс), колоратурное сопрано.
дочь сицилианца дебютировала в 1859 на сцене Итальянской оперы в Нью-Йорке в партии Лючии ("Лючия ди Ламмермур" Г. Доницетти). в Нью-Йорк перебрались её родители в 1847 году в связи с большой нуждой. "24 ноября 1859 года явилось знаменательной датой в истории исполнительского искусства. В этот день аудитория нью-йоркской музыкальной академии присутствовала при рождении новой выдающейся оперной певицы (Тихомин).



фотография - Везенберг Генрих Генрихович ( Фонтанка, 55).

с 1869 певица неоднократно приезжала в Россию (последний концерт Патти дала в 1904). 2 января 1869 года певица спела в «Сомнамбуле», а затем были выступления в "Лючии ди Ламмермур", "Севильском цирюльнике", "Линде ди Шамуни", "Любовном напитке" и "Доне Паскуале" после 1897, оставив оперную сцену, выступала только в концертах. она была замужем три раза, в частности, в январе 1899, когда ей было уже 57 лет, она вышла в третий раз замуж за шведского барона Рольфа (Rolf Cederstrom), который был младше её на 26 лет. в Южном Уэльсе Патти принадлежала прекрасная викторианская усадьба Craig-y-Nos, которая была электрифицирована одной из первых в Британии. однако, она была похоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже, рядом с Россини.














(1) автор Lucien Francois Penet (3) автор Karoly Marko the Younger (4) автор Marcel Johann von Zadorecki (5) автор - знаменитый Franz Xaver Winterhalter.

князь Сергей Волконский в своих воспоминаниях делится впечатлениями о певицах, которые произвели на него большое впечатление и пересказывает последний визит Патти в Санкт-Петербург и свои более ранние воспоминания: Во время японской войны великая княгиня Мария Павловна, для того чтобы собрать денег на Красный Крест, задумала пригласить на концерт старушку Патти... Её приняли с почётом; и она и её молодой муж, шведский граф, жили во дворце великой княгини... Патти, которую я увидел, была совсем другой человек, чем та, которую знал в дни далекой моей юности. Мне было лет семнадцать, когда она, на вершине своей славы, пела в петербургской итальянской опере. Тогда, в "Диноре" и в "Севильском цирюльнике", это была жгучая брюнетка, задорная, лукавая, веселая... Выкапываю из глубины детства ещё воспоминание. Нас повезли в балет: "Рыбак и Наяда", танцевала Вязем. Я был первый раз в театре. Гувернантка шепнула мне: "Рядом с нами в ложе Патти". Я хорошо её разглядел и запомнил; ещё помню, она глядела на Вязем и сказала по-французски, обращаясь к сидевшим с ней: "Приду домой, непременно попробую сделать тоже самое"... Теперь передо мною стояла шестидесятидвухлетняя старушка с рыжими волосами, очень намазанная, и, как икона, увешанная драгоценными камнями. После обеда пришли в залу - она обещалась петь. И вот где, собственно, моя сказка; меня попросили аккомпанировать... Она спела четыре вещи.














(1) в возрасте 16 лет (2) с сестрой (3)(4) в роли Лючии

Что я могу вам сказать об исполнении? Прежде всего, чо ни разу не испытал даже ни тени беспокойства или опасения, того опасения, которое внушают нам стареющие, не только старые артисты. Точность, ясность, уверенность были безупречны. Прежде всего я восхитился умом человека, который делает только то и ничего, кроме того, что может. Она, которая блистала всеми огнями и искрами колоратуры, тут спела четыре вещи плавные, мягкие; она, которая в каватине "Севильского цирюльника" в вихре колоратурного фонтана брала верхние над линейками fa, здесь не пошла выше fa на пятой линейке. Результат этой мудрости - что ни разу мы не испытывали той жалости, что внушают певцы-старики, ни разу мы не поморщились, ни разу не улыбнулись перед смягчающим обстоятельством. И то, что мы услышали в пределах этого, было очаровательно. Ласкающая чистота и мягкость звука, изумительная четкость произношения. Тут была и немножко смешная, а вместе трогательная по простоте своей сторона. Я подошел к молодому мужу её:
- Как удивительно она поет!
- Да, неправда ли, как удивительно сохранился голос моей жены - в эти годы...
Не один голос не поражал и не одно техническое мастерство... И ко всему этому прибавьте, что все время, про каждой ноте, к каждому вашему впечатлению прибавлялось сознание, что это Патти, та самая; что это та, слава которой гремела на весь мир; слава, которая началась здесь, у нас, в России, и которая на закате привезла сюда же, к нам, последний блеск своего сияния.

А это уже обширная подборка фотографий и гравюр с изображением Патти из разнообразных коллекций:


































































Патти, вечная красота, music is my life

Previous post Next post
Up