СТАРАЯ ИСТОРИЯ ИЛИ "ДЕВОЧКА С ПЕРСИКАМИ".

Jul 29, 2012 19:34

В очередной раз, когда провожу экскурсию в ГТГ "в нагрузку", обуревает чувство вины.

Нет, не перед клиентами и не перед конторой, что работу сделала безобразно. Наверное, перед собой. Я могу сделать хорошо. И даже очень хорошо. А если немного полистать лекции, то даже отлично. Но если публика пришла в нашу картинную галерею, потому что им продали пакетный тур? Что-то вреде "всё включено". Вы откажетесь от ужина, если он включён? Вот и они идут получить то, за что плачено. И благодарны мне за то, что я не гружу. Ведь слушают просто из вежливости и из хорошего воспитания. А мне стыдно. Перед Павлом Михайловичем Третьяковым. И перед всеми художниками. В первую очередь, перед Василием Тропининым, Алексеем Венециановым, Павлом Федотовым, Василием Пукиревым, Василием Перовым, Алексеем Саврасовым. Я нагло их не показываю, просто срезаю угол и от Иванова сразу иду к Семирадскому. Поэтому я потихонечку буду свою вину заглаживать. Сегодня - перед Валентином Александровичем Серовым. Так захотелось. Удивительный человек! Один из немногих, кто был так требователен к себе. И который писал портреты очень долго. Работал тщательно и основательно. Что бы написать портрет Марии Ермоловой ему потребовалось 40 сеансов. Они прошли в гробовой тишине. Актриса и художник не обменялись ни одним словом! Наверно, поэтому Ермолова на портрете выглядит несколько старше, чем была на самом деле. У Серова получился иконописный образ богини театра. Лицо актрисы он заключил в несколько рамок - собственно  рама картины, стена, зеркало и даже отражение потолка в зеркале - тоже своеобразная рама. Лицо заключено в эти многочисленные рамы и делает образ Марии Николаевны немного отстранённым и возвышенным.


Но всё же картина, с которой ассоциируется имя художника это, несомненно, "Девочка с персиками" - портрет Веры Саввичны Мамонтовой. Случился очень редкий для художников феномен - одно из первых значительных произведений принесло ошеломляющий успех. Можно сказать, что если бы даже Серов  написал только одну Верочку, то этого бы хватило, и он стал бы знаменит.
 Не секрет, что для того, чтобы написать шедевр, мало безупречно владеть техникой. Нужно какое-то особое состояние души. И так совпало, что Серов вернулся из-за границы и очень соскучился по России. В Абрамцево его любили и приняли очень душевно. Он сам был влюблён. И хоть разлучён с возлюбленной, но знал, что любим. С таким необыкновенный подъёмом он принялся за работу.
 Ему хотелось написать портрет не более, чем за 10 сеансов. А получилось, что промучил Верочку полтора месяца. Она была живым, подвижным ребёнком, а он заставлял её сидеть неподвижно достаточно долго.
 Ещё хочу отметить, что в картине Валентин Александрович отказался от существующих канонов писать портреты на тёмном фоне. Здесь и фона никакого нет - один свет. Уходящее детство и приходящая женственность. Композиция выверена до мелочей. Даже количества персиков ни прибавить (получился бы натюрморт) ни отнять (тогда стол завис бы над полом).
 Конечно, Серов подарил картину Елизавете Григорьевне Мамонтовой - матушке Верочки. Это стало в какой-то степени символично, потому что Вера Саввична прожила очень короткую жизнь. Она вышла замуж по любви за дворянина. Но родители жениха никак не могла смириться, что сын женится на купчихе. Идти против воли родителей влюблённые тоже не хотели. В конце концов после долгого ожидания свадьба состоялась. В семье родилось трое детей, но Вера скончалась вскоре после рождения третьего малыша.
 Но это всё будет потом. После. А на нас смотрит живая, настоящая, непосредственная девочка. Почти девушка. Верочка Мамонтова.


Читать больше о Серове 
P.S. После Кровавого воскресенья - 9 января 1905 года, В.А. Серов перестал писать портреты членов императорской семьи. 
 Умер мастер очень молодым. Его ждали в доме Щербатовых, художник работал над портретом княгини. Он не пришёл в назначенное для сеанса время и Щербатовы позвонили домой Серовым. К телефону подошла его дочь. "Папа не придёт... он не придёт на сеанс....., потому..., потому что.....он......умер...."

ГТГ, Между нами гидами

Previous post Next post
Up