Снова ГИМ. Недоснятое

Dec 13, 2017 09:38

Очередной поход в ГИМ принёс несколько недосмотренных и провороненных ключевых экспонатов. Во-первых, в зале дворцовых переворотов в фарфоровой композиции "Триумф Екатерины" рассмотрела Потёмкина.



Он действительно коленопреклонённый, но разглядеть и снять фигуру Светлейшего Князя весьма проблематично. Его поместили в левой группе людей, стоящих на коленях. Здесь он на дальнем плане, протягивает руку к государыне-матушке.






Колено его можно разглядеть только с такого ракурса, и то, в отрыве от тела.



В зале, посвящённм Павлу Петровичу (Павлу I) обнаружила гравюру с изображением эксгумации его батюшки, Петра Фёдоровича, Петра III, погибшего от апоплексического удара вилкой в бок.



Замечу, что сам Павел Петрович скончался от такого же удара, только табакеркой в висок.

В зале, рассказывающим о внешней политике России в XVIII веке добыла снимки личных вещей А.С.Суворова и документ, с личной подписью Ф.Ф.Ушакова. В первый раз обыскала почти все витрины, да так и не обнаружила сии артефакты. Да только искала не там! Эти вещи скромно лежат в горизонтальных витринах рядом с выходом в следующий зал! Хвастаюсь: две табакерки Александра Васильевича. Первая - наградная, от Павла I.




Такие штуки ценились выше орденов, потому что демонстрировали расположение Самого.
Со второй золотой табакеркой генералиссимус не расставался в течении десяти лет до самой смерти.




И ещё из музея куда-то срыли серебряный ларец весом в 25 кг. Заказало его московское дворянство для хранения благодарственного письма Александра I московскому дворянству. Государь-император вознамерился возместить московским землевладельцам ущерб, принесённый нашествием двунадесяти языков - имения пожгли, крестьян забирали в солдаты и пр. Но московские дворяне от сей жертвы отказались. Сказали, что за отчизну радели, денег не надо. А вот письмишко с благодарственным письмом от императора потребовали. К слову сказать, в то время даже самоличная подпись государя считалась священной реликвией, не говоря уже о целом собственноручном письме! Александр Павлович не поскупился, письмишко накатал. Для его хранения москвичи и заказали ларец из 25 кг чистого серебра. Держали реликвию в Москве, в Дворянском собрании, что на Охотном ряду. После 1917-го документ отправили в архив древних актов, а ларец отдали в ГИМ. А ГИМ.... У музейщиков свои резоны что показывать на постоянной экспозиции, а что катать по выставкам. Я спрашивала у смотрительницы о местонахождении ларца, она сказала, что он был на временной выставке. Она сейчас закрылась и где сия драгоценность теперь, она не ведает.

Пока ещё не знаю, придётся ли в другой раз бежать в ГИМ. Пока работаю над тем, что есть. Если что-то интересное выкопаю, непременно доложусь. Про модерн помню, будет. Непременно!

Москва, Музеи

Previous post Next post
Up