На выставке В.А.Серова

Jan 13, 2016 13:43

До конца января у москвичей есть возможность посмотреть выставку блестящего портретиста конца XIХ - первых лет ХХ века Валентина Александовича Серова. (Его близкие называли его Антоном. Языковая цепочка преобразования имени сложилась ещё в детстве художника - Валентин-Валентоша-Тоша-Антон. Он и сам говорил - какой же я Валентин? Я - Антон!)
Выставка удивительная! Подробно о творчестве В.А.Серова я уже рассказывала. Не удержалась и от краткого обзора выставки (все материалы на сайте). Здесь процитирую любопытный и курьёзный случай, связанный с портретом С.М.Драгомировой.

К концу XIX - началу XX века В.А.Серов стал первым портретистом Российской империи, не только знать, но и императорская семья предпочитала заказывать портреты именно у Валентина Александровича. В этой связи показателен один случай. Известно, что учителем В.А.Серова был И.Е.Репин. В пору ученичества Серов написал портрет С.М.Драгомировой, дочери генерала, командующего киевским военным округом. Портрет заказали Репину, но Серов тоже решил написать подобную картину. Ниже - портрет работы В.А.Серова



Оба портрета висели в доме Драгомирова в одном помещении. Вот как С.М.Драгомирову написал Илья Ефимович.



Репин был чрезвычайно популярен. В дом к Драгомирову приходили поклонники его творчества и спрашивали:
- Где, где у Вас хранится картина работы Репина.
Хозяин указывал на портрет кисти прославленного мастера. Потом гости, обычно, переводили взгляд на другой портрет и спрашивали:
- А это кто писал?
- Да это так, ученик. Серов, - отмахивался хозяин.
Когда через несколько лет взошла звезда В.А.Серова, то уже его почитатели приходили в дом к Михаилу Ивановичу Драгомирову и требовали показать картину мастера. Генерал гордо указывал на портрет дочери. Затем посетители замечали портрет работы И.Е.Репина и интересовались:
- А этот портрет кто выполнил?
- Ну, это так, Репин, - отвечал Драгомиров.
Сейчас портрет Репина хранится в Русском музее, а картина В.А.Серова - в Казани, в музее изобразительных искусств Татарстана.

Для себя сохраню мнение искусствоведа Галины Ельшевской (полная версия опубликована здесь) о портрете Генриетты Гиршман:



"Некоторые сюжеты выставки позволяют наглядно увидеть выбор В.А.Серова, осуществленный через множество отвергнутых вариантов. (Известно, что мастер часто переписывал эскизы, пробовал, искал нужную композицию). Например, версии портрета Генриетты Гиршман - вот минималистский линейный арабеск, вот «арнувошный гламур» (поза почти повторяет позу Зинаиды Гиппиус в портрете Бакста) и, наконец, итог всем известный и совсем иной. Серов относился к своей модели с симпатией, но это не помешало ему изобразить ее в орбите бессмысленно свисающих отовсюду тканей, в мельтешении безделушек и флакончиков, чей дробный ритм вносит суету в парадную композицию. Отсутствие структуры в вещной среде есть как бы признак ее неподлинности, выставленности напоказ, подобно тому, как выставлена напоказ рука героини, демонстрирующей перстни. И на этом фоне в зеркальной глубине возникает едва заметная фигура художника с мольбертом, отсылая к целому пласту подобных вхождений автора в текст, начиная с Арнольфини с женой Яна ван Эйка. Но ведь именно жизнь напоказ есть вечная тема парадного портрета, и, доводя данную идею до грани гротеска, Серов с его репутацией «злого портретиста» (заказчики, впрочем, за редким исключением бывали довольны) лишь возвращает традиционной форме ее генетическое предназначение".

ГТГ, Искусство

Previous post Next post
Up