Я плохо разбираюсь в современном искусстве, поэтому это информационный пост для себя.
Но, закрывать не буду.
Ансельм Кифер, крупнейший из художников послевоенной Германии, художник пост-авангардной формации, ученик Йозефа Бойса, один из наиболее знаменитых мастеров современности.
«Гений или провокатор?» - так гласил заголовок британской газеты «Times» в сентябре 2014 г. После того, как студент-художник Ансельм Кифер в 1969 г. написал восемь автопортретов, на которых он поднимал руку в гитлеровском приветствии, и о нем заговорили, этот вопрос возникал вновь и вновь. Сегодня, однако, мир искусства един в том, что Кифер является исключительным художником. Его работы демонстрировались на самых важных художественных выставках, на DOCUMENTA в Касселе и на Венецианской биеннале. Он вообще стал первым художником, получившим Премию мира германской книжной торговли, а также «нобелевскую премию в сфере искусства» - Praemium Imperiale, присуждаемую Japan Art Association.
Художественный подход к истории, религии, философии и мистике определяет все творчество Кифера. С помощью своих тогдашних автопортретов он хотел «отразить невообразимое в себе самом». Эта работа вызвала скандал и была отвергнута большинством профессоров. После этого Кифер продолжил свою учебу на художника у Йозефа Бойса в Дюссельдорфе, который нисколько не сомневался в его критическом самовосприятии. Однако полемика по поводу (германского) прошлого все же сохранилась. Появились монументальные исторические картины, порой на гигантских свинцовых пластинах, на материале, который его особенно очаровывал. «Моя биография - это биография Германии» - таким было часто цитируемое его высказывание.
Родившись в самый драматичный период XX века - весной 1945 года, Ансельм Кифер вырос в постгитлеровской Германии и вошел в искусство вместе с Георгом Базелицем, Зигмаром Польке и Герхардом Рихтером.
После катастроф первой половины ХХ века эйфория Ренессанса закончилась. Чудная сказка о человеке, способном вершить прогресс себе на благо скончалась. Человек увидел, на что он способен и занавесил зеркало в своем доме черной тряпкой.
Кифер понял это состоянее совершенно. И дело даже не в вине за содеянное. Художник всегда первый из тех, кому становится невмоготу. Невмоготу смотреть в лицо Богу, ибо только в его лицо художник и смотрит. ''На весь безумный мир ответ один - отказ''.
Религиозность Кифера не в том, чтобы найти нового, хорошего пастыря для потерянного человека. Нет, прививка от этой болезни сделана.
Попытки привести небеса в порядок были всегда. Греки тоже к этому стремились, поставив Громовержца во главе. Но бессмертные передрались из-за длинноногих нимф, а граждане свободных Афин стали путать мальчиков в гимнастических залах с богами. А вот безжалостная законченность непостижимого бога Авраама оказалась не под силу человечеству.
Бог превратился в наблюдателя безжизненной земли Ансельма Кифера.
Кифер - художник безжизненной земли. Вагнеровские идеи обернулись обезображенной своими же золотоволосыми дочерьми и сыновьями Motherland. Художник оказался посреди руин.
Ансельм Кифер художник безжалостный. К мифу-земле, из которой может прорасти что угодно, к мифу-лесу, темными стволами угрюмо обступающиму путника, к мифам-камням, иногда складывающимся в стену бункера. К мифу-идее, вязкой, завораживающей, гнетущей идее мессианства. Но в первую очередь Кифер беспощаден к самому себе. К своей любви к земле-мифу, к камню-мифу, к лесу-мифу.
Ничего не принимающий и ни от чего не отрекаюшийся, Ансельм Кифер стоит на своей земле, обратив лицо к своему небу.
Кифер разминает комок черной, своей земли. Сверху земля подсохла и серой пылью осыпается на холст, смешиваясь с вязкой краской. В середине комка темно-коричневая, сырая плоть. Пальцы скользят по жирной поверхности, стараясь придать ей форму. Серо-розовая земля в клочьях сухой травы тянется до дощатого горизонта. Тяжелое, свинцовое небо в ржавых подтеках.
Главная болевая точка творчества Кифера - Холокост как воплощение германской катастрофы. Испытал воздействие философии каббалы, мистики и алхимии Роберта Фладда, других духовидцев. В 1990-2000-х годах создал серии работ, вдохновленных творчеством Пауля Целана, Ингеборг Бахман, Велимира Хлебникова. Выступает как театральный художник и художник книги.
Для полного погружения в творчество Кифера стоит отправиться и в миланский музей
Hangar Bicocca, где представленные в его постоянной экспозиции скульптуры The Seven Heavenly Palaces не смогли бы попасть в Париж чисто по территориальным соображениям: бетонные башни, самая низкая из которых достигает 14 метров в высоту, увы, требуют куда большего пространства, чем может предоставить Центр Жоржа Помпиду).
Сергей Кусков о творчестве Ансельма Кифера
http://art-critic-kuskov.com/kiefer.html http://www.liveinternet.ru/users/vl866911/post245436205/ Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
В 1992 г. Кифер переезжает во Францию и предписывает себе трехлетнюю творческую паузу, во время которой он путешествует и занимается литературным трудом. После этого его палитра становится более светлой. Он обращается к космическим темам и использует новые материалы. Сегодня его оценки со стороны международных художественных экспертов простираются от «археолога скорби» до «превосходного специалиста по преодолению прошлого». Лондонский искусствовед Норман Розенталь пишет, что в своем искусстве Кифер «грандиозным образом объединяет все то ужасное и прекрасное, что имеется в его стране».
Ансельм Кифер - и главный монументалист современного искусства, и не совсем чуждый французам человек: более десяти лет назад он поселился на юге Франции - в Баржаке. Там, на заброшенной фабрике шелковых тканей, располагается его мастерская: 35 гектаров пустырей, холмов, цехов, бункеров и мусорных свалок - из всего этого вырастают скульптуры, картины и книги художника
Click to view
Работы находятся в собраниях:
Лувр. Париж, Франция.
Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма. Нью-Йорк, США.
Art Institute of Chicago. Чикаго, США.
Музей Гуггенхайма в Бильбао. Испания.