Ансельм Кифер

Apr 13, 2016 11:32



Я плохо разбираюсь в современном искусстве, поэтому это информационный пост для себя.
Но, закрывать не буду.

Ансельм Кифер,  крупнейший из художников послевоенной Германии, художник пост-авангардной формации, ученик Йозефа Бойса, один из наиболее знаменитых мастеров современности.



«Гений или провокатор?» - так гласил заголовок британской газеты «Times» в сентябре 2014 г. После того, как студент-художник Ансельм Кифер в 1969 г. написал восемь автопортретов, на которых он поднимал руку в гитлеровском приветствии, и о нем заговорили, этот вопрос возникал вновь и вновь. Сегодня, однако, мир искусства един в том, что Кифер является исключительным художником. Его работы демонстрировались на самых важных художественных выставках, на DOCUMENTA в Касселе и на Венецианской биеннале. Он вообще стал первым художником, получившим Премию мира германской книжной торговли, а также «нобелевскую премию в сфере искусства» - Praemium Imperiale, присуждаемую Japan Art Association.

Художественный подход к истории, религии, философии и мистике определяет все творчество Кифера. С помощью своих тогдашних автопортретов он хотел «отразить невообразимое в себе самом». Эта работа вызвала скандал и была отвергнута большинством профессоров. После этого Кифер продолжил свою учебу на художника у Йозефа Бойса в Дюссельдорфе, который нисколько не сомневался в его критическом самовосприятии. Однако полемика по поводу (германского) прошлого все же сохранилась. Появились монументальные исторические картины, порой на гигантских свинцовых пластинах, на материале, который его особенно очаровывал. «Моя биография - это биография Германии» - таким было часто цитируемое его высказывание.

Родившись в самый драматичный период XX века - весной 1945 года, Ансельм Кифер вырос в постгитлеровской Германии и вошел в искусство вместе с Георгом Базелицем, Зигмаром Польке и Герхардом Рихтером.
После катастроф первой половины ХХ века эйфория Ренессанса закончилась. Чудная сказка о человеке, способном вершить прогресс себе на благо скончалась. Человек увидел, на что он способен и занавесил зеркало в своем доме черной тряпкой.

Кифер понял это состоянее совершенно. И дело даже не в вине за содеянное. Художник всегда первый из тех, кому становится невмоготу. Невмоготу смотреть в лицо Богу, ибо только в его лицо художник и смотрит. ''На весь безумный мир ответ один - отказ''.
Религиозность Кифера не в том, чтобы найти нового, хорошего пастыря для потерянного человека. Нет, прививка от этой болезни сделана.

Попытки привести небеса в порядок были всегда. Греки тоже к этому стремились, поставив Громовержца во главе. Но бессмертные передрались из-за длинноногих нимф, а граждане свободных Афин стали путать мальчиков в гимнастических залах с богами. А вот безжалостная законченность непостижимого бога Авраама оказалась не под силу человечеству.
Бог превратился в наблюдателя безжизненной земли Ансельма Кифера.
Кифер - художник безжизненной земли. Вагнеровские идеи обернулись обезображенной своими же золотоволосыми дочерьми и сыновьями Motherland. Художник оказался посреди руин.

Ансельм Кифер художник безжалостный. К мифу-земле, из которой может прорасти что угодно, к мифу-лесу, темными стволами угрюмо обступающиму путника, к мифам-камням, иногда складывающимся в стену бункера. К мифу-идее, вязкой, завораживающей, гнетущей идее мессианства. Но в первую очередь Кифер беспощаден к самому себе. К своей любви к земле-мифу, к камню-мифу, к лесу-мифу.
Ничего не принимающий и ни от чего не отрекаюшийся, Ансельм Кифер стоит на своей земле, обратив лицо к своему небу.

Кифер разминает комок черной, своей земли. Сверху земля подсохла и серой пылью осыпается на холст, смешиваясь с вязкой краской. В середине комка темно-коричневая, сырая плоть. Пальцы скользят по жирной поверхности, стараясь придать ей форму. Серо-розовая земля в клочьях сухой травы тянется до дощатого горизонта. Тяжелое, свинцовое небо в ржавых подтеках.

Главная болевая точка творчества Кифера - Холокост как воплощение германской катастрофы. Испытал воздействие философии каббалы, мистики и алхимии Роберта Фладда, других духовидцев. В 1990-2000-х годах создал серии работ, вдохновленных творчеством Пауля Целана, Ингеборг Бахман, Велимира Хлебникова. Выступает как театральный художник и художник книги.

Для полного погружения в творчество Кифера стоит отправиться и в миланский музей Hangar Bicocca, где представленные в его постоянной экспозиции скульптуры The Seven Heavenly Palaces не смогли бы попасть в Париж чисто по территориальным соображениям: бетонные башни, самая низкая из которых достигает 14 метров в высоту, увы, требуют куда большего пространства, чем может предоставить Центр Жоржа Помпиду).

Сергей Кусков о творчестве Ансельма Кифера
http://art-critic-kuskov.com/kiefer.html

http://www.liveinternet.ru/users/vl866911/post245436205/

image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



В 1992 г. Кифер переезжает во Францию и предписывает себе трехлетнюю творческую паузу, во время которой он путешествует и занимается литературным трудом. После этого его палитра становится более светлой. Он обращается к космическим темам и использует новые материалы. Сегодня его оценки со стороны международных художественных экспертов простираются от «археолога скорби» до «превосходного специалиста по преодолению прошлого». Лондонский искусствовед Норман Розенталь пишет, что в своем искусстве Кифер «грандиозным образом объединяет все то ужасное и прекрасное, что имеется в его стране».

Ансельм Кифер - и главный монументалист современного искусства, и не совсем чуждый французам человек: более десяти лет назад он поселился на юге Франции - в Баржаке. Там, на заброшенной фабрике шелковых тканей, располагается его мастерская: 35 гектаров пустырей, холмов, цехов, бункеров и мусорных свалок - из всего этого вырастают скульптуры, картины и книги художника

image Click to view



Работы находятся в собраниях:
Лувр. Париж, Франция.
Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма. Нью-Йорк, США.
Art Institute of Chicago. Чикаго, США.
Музей Гуггенхайма в Бильбао. Испания.

Художники, Фильмы

Previous post Next post
Up