Jan 27, 2012 21:08
ФАЛЬШИВЫЙ ФИЛЬМ,
или «ПАСТЕРНАКА НЕ ЧИТАЛ, НО…»
вместо рецензии
…И с меня, когда взял я да умер,
Живо маску посмертную сняли
Расторопные члены семьи…
В. Высоцкий
…Смеются злые маски надо мной…
В. Высоцкий
Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» не смотрел, да и смотреть не намерен.
Знакомые немало этому удивились.
Вот, дескать, оригинал -
более 40 лет «болен» Высоцким, его песнями и не пойти на т а к о е кино?!
Как раз потому, что мне дорог п о э т Владимир Высоцкий, нет желания созерцать действо с опереточными гебэшниками и Сергеем Безруковым в силиконовой маске «всенародного Володи», возню с наркотиками кучки «верных друзей» в бухарском декоре.
Опасаюсь послевкусия.
«Не страшно умереть, страшно, если потом тебя сыграет Безруков…», иронично, не без горечи заметил Валентин Гафт.
Странно, что такой фактурный, универсальный, трудолюбивый артист не сыграл Фурцеву…
Тотальное, агрессивно-бесцеремонное навязывание этого коммерческого продукта на ТВ энтузиазма не вызывало, скорее, реакцию отторжения…
Согласимся с Эдуардом Володарским, выдающимся сценаристом, близким приятелем Высоцкого:
«…Размах рекламной кампании выдавал беспокойство, неуверенность создателей…».
Чтобы почувствовать запах и вкус продукта совсем не обязательно поглощать его целиком.
Тем, кто не видел и не слышал живого Высоцкого, смотреть, конечно, стоит.
Но зачем такое испытание человеку, который присутствовал на шести концертах В. С. Высоцкого, был удостоен чести разговаривать с ним. Отвечать на его вопросы, задавать свои, наблюдать за ним не мельком, не на ходу.
Два месяца почти ежедневных, порой довольно пространных, фрагментов из фильма на экране телевизора дали возможность уяснить - поэта Владимира Высоцкого там нет.
Есть - клон, киборг, андроид, силиконовый гомункул, озвученный голосом Никиты Высоцкого (термины позаимствовал у критиков, они справедливы…).
Слава Аллаху, не прибегли к услугам другого Никиты - бесноватого Джигурды. Представляется, этой коммерческой каши мог не испортить тембр, скажем, Алексея Булдакова, имевшего удачный опыт по переозвучанию кинофрагментов с участием Высоцкого.
Модный шоумен Иван Ургант, подзабытый рокер Максим Леонидов - уровень самодеятельной художественности завода «Калибр» советских времён.
Немногим лучше, истаскавшиеся в сериалах и антрепризах, погрязшие в штампах, Владимир Ильин, Андрей Панин, Андрей Смоляков.
Несколько более органична Оксана Акиньшина, но одна ласточка весны не делает.
Когда милая женщина, художник-постановщик фильма, взахлёб, рассказывает о встречах с «жителями узбекских аулов», которые, якобы, до сих пор в восторге от Высоцкого, впору развести руками (ребята, аулы - на Кавказе, в Узбекистане - кишлаки).
Сразу ясно, как появились «совковые» декорации на живую нитку, с «восточным» колоритом…
Едко, но по делу бросил киновед Антон Долин:
«…Это узбекский ковёр с большой дыркой посередине…».
А Высоцкий, его песни даже для огромного большинства узбеков - жителей Ташкента - были чем-то неблизким, в общем-то, инородным.
Это - ни плохо, ни хорошо. Другая ментальность, иные традиции, этнокультурные приоритеты.
В Узбекистане были свои любимцы и кумиры.
Например, певцы Саттар Ярашев, Фахриддин Умаров, Шерали Джураев, певицы Халима Насырова, Насиба Абдуллаева, исполнители традиционных национальных песен.
А ещё - поющие и танцующие звёзды индийского кино.
«Цветок в пыли», «Ганга и Джамна», «Танцор диско»…
В рамках «промоушн» некий музыкант из братского Казахстана, признаваясь в безмерной любви к песням Высоцкого, хрестоматийную «Утреннюю гимнастику» простодушно обзывает «Зарядкой»…
Можно резонно пресечь мои субъективные разглагольствования вопросом - а ты видел заплаканных женщин после сеанса?
Это ли не волшебная сила искусства?
Ну что же, и после просмотра слезоточивой продукции индийского Болливуда у «слабого женского пола» глаза всегда на мокром месте…
А как же позитивные оценки кинематографических «тяжеловесов» вроде Никиты Михалкова, Михаила Боярского, Валерия Золотухина и прочих?
В том смысле, что это - технологический прорыв российского кино, «лестное» сравнение с «Аватаром»…
Прорыв технологический? Может быть…
Но - не художественный, эстетический, духовный, что неизмеримо важнее. Во всяком случае, для отечественного кино.
«Маска посмертная» вместо лица, а главное, вместо личности Высоцкого.
Подмена трагедии Поэта слёзной мелодрамой на потребу.
Авторам можно подсказать не один коммерческий верняк.
Например - «Высоцкий в Париже».
Представляете?
Жена, европейская кинодива, друг, художник-авангардист, мировая знаменитость.
«…Русские кабаки, где - венгры, да болгары…»,
«…Мои друзья - пьянющие изгои…»,
«…а друг мой в чёрных сапогах - стрелял из пистолета…».
Седовласый лидер театра на Таганке под столом в парижском ресторане.
Ещё цыгане, бесподобный Алёша Димитриевич -
«…Цыгане висли, скрипками шаманя, И вымогали мзду не по талантам…».
Театр «Ромэн» можно подключить.
Да, чуть не забыл. Естественно, «козни КГБ» на фоне Эйфелевой башни!
Сколько «капусты» можно нарубить!
…Причина поиска путей «технологического прорыва» банальна.
Как признался в интервью продюсер проекта - «шахта документального кино о Высоцком выработана…».
«Горнодобывающая» метафора знаменательна.
Для новейших культуртрегеров феномен Высоцкого - нечто вроде кимберлитовой трубки, золотой жилы.
Предмет промысла, не объект художественного осмысления.
Сверхзадача - во что бы то ни стало «отбить» затраченные бабки и получить ощутимый «навар».
Кино - в массы, деньги - в кассы!
Для киноиндустрии - норма, абсолютный императив, для киноискусства - совсем не обязательно.
Скажем, в советском кино нередко удавалось гармонизировать эти две ипостаси кинематографа -
творчество С. Эйзенштейна, А. Довженко, С. Герасимова, Г. Александрова, Б. Барнета, М. Ромма, И. Пырьева, М. Хуциева, Л. Кулиджанова, Е. Ташкова, С. Бондарчука, М. Швейцера, В. Басова, А. Тарковского, Т. Лиозновой, С. Ростоцкого, Л. Гайдая, Э. Рязанова, Г. Данелия, В. Мельникова, В. Шукшина, С. Говорухина, И. Масленникова, В. Меньшова, К. Шахназарова...
Мастера, художники - не храбрые портняжки…
«…Если из человеческой жизни изъять всё, относящееся к прибыли, останется только искусство…» (Андрей Тарковский).
Что радует, вселяет оптимизм, оправдывает появление игрового фильма «про Высоцкого»?
Данные социологов.
Число обращений к песням Высоцкого в Интернете выросло в девять раз!
Владимир Высоцкий - поэт, этим интересен.
27 декабря 2011 г.
Рецидивист Сергеев
переданные тексты