Собирались мы на эту экскурсию давно. Во-первых, это единственная школа в России, где готовят собак для слепых. У нас дома есть собака, но это балованный друг. А собака может и работать. И воевать… Во-вторых, когда-то я хотела сделать документальный фильм о животных на войне и глубоко копала в теме (кое-что можно почитать здесь
http://tat-dream.livejournal.com/23438.html) и мне было интересно вживую посмотреть на дрессировку. Собаке говорят «направо» и она поворачивается именно «направо». Ей говорят «магазин» и она идет в магазин, обходя преграды, люки и останавливаясь возле дороги. Ну и в третьих, мне хотелось детям показать, что люди и собаки тоже бывают разные:)
Экскурсии в Школе проводятся только в будни. С нашими столичными пробками и вечной загруженностью выбраться было непросто. Решили ехать 10 января, когда машин еще немного, и занятия вроде как не особо начались. Подумаешь: садик прогуляли:)
На экскурсию мы сами «соорганизовались». Я позвонила и договорилась. Пригласила всех реальных и виртуальных знакомых. В результате нас оказалось немного - 14 человек (7 детей и 7 взрослых). Приехали мы на четырех машинах. Ехать из центра около часа. Поворот на школу едва не проскочили. Для тех, кто поедет после нас, будьте внимательны: сразу за выездом из деревни «Черное» поворот направо и до конца.
Стоимость экскурсии 4500 рублей, мы всю сумму честно поделили между всеми:)
…Первое, что мы увидели, это вот такие два объявления.
Пока мы все собирались, мимо проходили воспитатели и инструкторы с собаками. Все они останавливались, улыбались нам, отвечали на наши вопросы. Дети играли с собаками, которые вели себя точно как в известном мультике: «…не лает, не кусается, на людей не бросается, и на кошек ноль внимания, вот это воспитание!». В школе «учатся» только лабрадоры и немецкие овчарки. Две такие собаки сопровождали нас всю экскурсию, демонстрировали свои умения и потом фотографировались в обнимку со всеми детьми.
После «первых обнимашек» дети потеплели к собакам. Те, кто боялся к ним подойти, осмелели и гладили послушных псов. Потом нас повели в актовый зал. Там мы смотрели документальный фильм «Окно в мир» (о Школе, слепых людях и их помощниках-собаках). Конечно, такой фильм можно и дома посмотреть. Но ТАМ это все по-другому. В комнате, где за окнами воспитывают собак, все воспринимается иначе. В нашей группе в основном были дети 6-8 лет. Для них фильм немного сложный, но надо сказать, что все полчаса они просидели тихо и смотрели как завороженные.
Небольшое отступление от темы. Когда мы вернулись домой, дети пришли и сказали: давай делать зарядку для глаз. Раньше я их «загоняла» на эту пятиминутную зарядку. Теперь сами напоминают. А одна девочка Уля (6 лет) была на экскурсии с папой, а когда приехала домой, то мама спросила о том, что было. Она сказала: «Сначала фильм. Знаешь, о чем? О смысле жизни. Фильм, конечно, для взрослых, но я его тоже поняла».
Возвращаюсь к экскурсии. Потом нас повели по территории Школы, рассказывая об условиях содержания собак. У каждого - двухкомнатная «квартира», одна «комната» в тепле, вторая - на улице. Одновременно проходят обучение около 50 собак. Есть свой питомник, свои «мамки». А вот «пап» дефицит, так что много щенков «пробирочных». Собаку-проводника подготовить непросто, полтора года уходит на то, чтобы собака «закончила школу» и успешно «сдала экзамены». Такие собаки должны быть покладистые и терпеливые, внимательные и спокойные, не пугаться резких звуков, практически не лаять, все запоминать и помогать своему хозяину во всем (фактически «видеть» за него). Не у всех собак это получается. Некоторых «бракуют» и переводят в категорию «мам-пап» или отдают людям. Когда слепой человек получает собаку, он должен продолжать «тренировки» каждый день. Собаки, как дети, без режима и воспитания быстро забывают полученные навыки. И сотрудникам Школы бывает обидно и больно, когда обученная собака превращается в домашнего ленивого пса…
После обхода территории, нам показали работу собак на маршруте «Городок». Каждому ребенку и взрослому предлагалась «побывать в роли незрячего», дать команду собаке и почувствовать, как собака ведет человека. Если вы лишены предрассудков (типа «на себе нельзя ничего показывать»), то пожалуйста берите в руки поводок и действуйте. Взрослые решились не все, а вот дети все прошли по маршруту. Здесь идет Ваня, смотрите - он честно закрыл глаза и шел туда, куда вела его собака.
Click to view
Маше досталась часть маршрута со шлагбаумом и люком. На видео, к сожалению, плохо видно, что собака обошла люк и обвела Машу вокруг него, а потом остановилась возле шлагбаума и пока не получила команду идти дальше, стояла как вкопанная.
Click to view
Собака-проводник в состоянии запомнить несколько десятков различных маршрутов и по команде - названию конечного пункта, безошибочного водить слепого в магазины, на работу, в парк и т.д. При этом собаки тщательно следят за дорогой, обходят ямы, люки, лужи, «предупреждают» о ступеньках. В фильме мама одного незрячего рассказывала, что когда ее сын идет с собакой, то собака «работает» и никого не замечает: «Я иду ей навстречу, а она ноль внимания на меня, смотрит только на дорогу».
В финале экскурсии нас привели в ангар, где дрессируют собак и показали, как это происходит. Кстати, там есть даже беговые дорожки для собак:)
А на прощание мы фотографировались с собаками или это они с нами фотографировались:) Фоток у меня мало, больше видео, из видео попробую сделать небольшой фильм, но как только руки до него дойдут:)
Экскурсию рекомендую и большим, и маленьким:)
P.S. А еще мы решили с детьми сделать подборку книг про собак. Про две такие книги я писала раньше -
http://tat-dream.livejournal.com/6498.html и
http://tat-dream.livejournal.com/35227.html Про остальные еще напишу. Как вы догадались, собак я люблю:)
P.P.S. Сайт школы -
http://sobaka-provodnik.ru/.