Во время Великой Отечественной войны рядом с солдатами воевали и те, которых мы называем нашими меньшими братьями. Животные и птицы не получали званий и орденов, но совершали подвиги и не знали об этом. Просто их научили этому люди. Находясь рядом с бойцами, они помогали им. Погибая, они спасали человеческие жизни. Они ковали победу и память о них должна остаться в наших сердцах.
ЛОШАДИ
Только на фронтах погибло более 8 миллионов лошадей. В тылу число погибших животных не считали, но после войны оказалось, что сохранилось всего 5% лошадей по сравнению с довоенным уровнем.
На момент начала войны в составе Красной Армии было около двух миллионов лошадей - но их всё равно катастрофически не хватало. Использовали трофейных, но оказалось, что немецкие лошади, с виду крепкие, на деле были совсем невыносливыми. Привыкнув к сытой еде, они не могли работать впроголодь и через несколько дней работы падали.
Зато монгольские лошади оказались более выносливыми. Вспоминает Дмитрий Кириллович Помогайко, рядовой 6 гвардейской кавалерийской дивизии: «Из Монголии привезли маленьких, выносливых, но диких лошадок. По 2-3 солдата из вагона получали лошадь, так много было надо, чтобы ее удержать. После этого тренировали монголок еще полмесяца рядом с фронтом, а потом на них мы долго воевали. Солдаты снег тягали ногами, потому что ростом эти лошадки были как ослы, может, чуть-чуть больше, но выносливые и неприхотливые, они даже зерно не ели. Монгольским всё равно, чем питаться. Они были очень выносливые, мы двигались по 40 или даже по 50 км, а ночью отдыхаешь и ты, и лошадь. Причем даже на уход времени нет, накормишь и всё... были щетки, чтобы лошадь почистить, но и ту потеряешь, бывало…»
Лошади «служили» в разных войсках, но в первую очередь, в кавалерии. Вот что писал в своей докладной записке немецкий генерал Гальдер: «Мы постоянно сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный дух войск». Лошади оказались незаменимы для стремительных рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий. Хоть конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника - и сделает это незаметно.
Лошадей использовали как транспортную силу практически во всех войсках. Но в артиллерии особенно. Именно упряжки в шесть лошадей всю войну без всяких жалоб и капризов тянули орудия, меняя огневые позиции батарей. Элина Рачек рассказывает: «Мой прадедушка Яков был до войны конюхом. Работал в колхозе по уходу за лошадьми. Очень хорошо изучил повадки животных. Это ему помогло и на войне. Когда возникала необходимость доставить на передовую снаряды, прадедушка знал, как и какую лошадь запрячь. Лошадь бежала по полю сама. Она чуяла запах родной роты и безошибочно выбирала дорогу. Снаряды доставлялись вовремя! Прадедушка рассказывал: «Лошади умные. Она не бегают прямиком, а от воронки к воронке. Вот животное, а солдатскую поговорку знает, что снаряд дважды в одну воронку не попадает! А чтобы лошадь не боялась - я орал песню «Расцветали яблони и груши…». Эту песню пели солдаты нашей роты. Вот лошадь и бежала к ним».
СОБАКИ
Собаки тоже сражались за победу. Подрывали вражеские танки, ходили в разведку, обнаруживали лазутчиков, были связистами, санитарами, разыскивали фугасы и мины. За боевые подвиги их вожатые получали ордена, медали и звания. А те, кто лез в самое пекло, в лучшем случае - кусок сахара или ломоть черствого хлеба…
…Поздней осенью 1941 года, во время битвы под Москвой, произошло событие, о котором малоизвестно до сих пор. Группа фашистских танков, пытавшихся атаковать советский рубеж, повернула назад, завидев… мчавшихся на них собак! Гитлеровцы боялись собак, взрывающих танки. В донесении командующего 30-й армией генерал-лейтенанта Дмитрия Лелюшенко сообщалось: «…При наличии массированного применения противником танков собаки являются неотъемлемой частью противотанковой обороны. Противник боится собак-истребителей и специально охотится за ними».
В оперативной сводке Совинформбюро от 2 июля 1942 года говорилось: «На одном из фронтов 50 немецких танков попытались прорваться в расположение наших войск. Девять отважных четвероногих «бронебойщиков» из истребительного отряда старшего лейтенанта Николая Шанцева подбили 7 вражеских танков».
Собаки подрывали вражескую бронетехнику в боях под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, Брянском. Из директивы начальника инженерных войск Советской Армии всем фронтам от 17 ноября 1944 года: «В Ясско-Кишиневской операции взвод собак-миноискателей успешно выполнял задачу по сопровождению танков… во всю глубину зоны оперативных заграждений противника. Собаки привыкли к езде на броне танков, к шуму моторов и стрельбе из орудий. В местах, подозрительных на минирование, собаки-миноискатели под прикрытием огня танков, производили разведку и обнаруживали минные поля».
Широко применялись служебные собаки и для доставки раненых с позиций. Участник ВОВ Сергей Соловьев вспоминает: «Из-за плотного огня мы, санитары, не могли пробраться к тяжело раненным однополчанам. Раненым нужна была срочная медицинская помощь, многие из них истекали кровью. Между жизнью и смертью оставались считанные минуты… На помощь приходили собаки. Они по-пластунски подползали к раненому и подставляли ему бок с медицинской сумкой. Терпеливо ждали, когда он перевяжет рану. Только потом отправлялись к другому. Они безошибочно могли отличить живого человека от погибшего, ведь многие раненые находились в бессознательном состоянии. Такому бойцу четвероногий санитар лизал лицо до тех пор, пока он не придет в сознание. В Заполярье зимы суровые, не раз от лютых морозов раненых спасали собаки - они грели их своим дыханием. Вы мне можете не верить, но собаки плакали над умершими…»
Екатерина Никонова из Санкт-Петербурга рассказывает: «Моя бабушка была врачом во время Великой Отечественной войны. У них работали санинструкторы с собаками. Раненого на поле боя находят - на санки или тележку и собаки волокут обратно к врачам... Один раз убежали собаки с раненым, а до пункта не дошли. Все подумали, что убило их. А через двое суток на них в лесу наткнулись: у собак санки с раненым зацепились за пенек, и эти две собаки двое суток пенек грызли, чтобы санки освободить. Не бросили раненого, и почти уже закончили свое дело, еще немного и санки можно было провезти». О том, что собаки плакали над убитыми, искали мины, бросались, как камикадзе, на танки, известно далеко не всем. Самое страшное, вспоминают ветераны, что животные понимали, куда их отправляют. Смотрели умными глазами и шли… Может быть, верили, что человек их не отправит на верную смерть?
Известно, что зимой на нартах, а летом на специальных тележках с поля боя собаки-санитары вывезли 700 тысяч тяжело раненных бойцов. Что такое 700 тысяч? Целый город, такой как современный Краснодар, Саратов или Тольятти. В 1941 году состав дивизии Красной Армии составлял от 9 700 до 17 000 чел., вот и получается что собаки вывезли с поля боя целый город людей или порядка 40 дивизий полного состава. Собаки-курьеры доставили к боевым частям в общей сумме 3500 тонн боеприпасов. Собаки-связисты в боевой обстановке, порой в непроходимой для человека местности, доставили свыше 120 тысяч боевых донесений, для установления связи проложили 8 тыс. км телефонного провода (для сравнения: расстояние от Берлина до Нью-Йорка - 6 500 км.). Собаки разведывательной службы сопровождали разведчиков в тыл врага для успешного прохода через его передовые позиции, обнаружения скрытых огневых точек. Диверсионные собаки использовались в партизанских отрядах для подрыва железнодорожных составов. В целом, на боевом счету собак свыше 300 подбитых немецких танков, более 200 000 доставленных донесений, разминировано 303 города, обследована территория в 15 153 кв. км (что сопоставимо с площадью некоторых Европейских государств, так, например, площадь Бельгии - 30,5 тыс. кв. км), обнаружено и снято свыше 4 млн. мин.
ГОЛУБИ
Человек издавна использовал голубей в качестве «почтальонов». Но во время Великой Отечественной войны голубям пришлось стать «камикадзе».
В 1941 году советские воины, впервые в мире, стали использовать голубей для уничтожения вражеских объектов. Под крыльями птиц крепились зажигательные снаряды ГЗС-7. Приучали голубей садиться на цистерны с горючим или бронетехнику - путём ежедневной прикормки на тренировочных макетах. Затем птиц выпускали над объектами немцев, а когда голуби садились на цель, вспыхивала зажигательная шашка. Пламя высотой в 50 сантиметров при температуре 3000 градусов прожигало железо толщиной в 2,5 миллиметра.
До наших дней дошел уникальный документ - «Немецкое наставление для саперов по вражеским авиа-боеприпасам», в котором подробно описано, как устроены советские «голубеснаряды». Голуби, будучи символом мира, во время Великой Отечественной войны стали символом ужаса для солдат и офицеров вермахта.
Лошади, собаки, олени, лоси, верблюды, голуби… - все они были «призваны» в армию вместе с людьми. И сражались рядом с людьми до последнего…
Во время Сталинградской битвы для переброски боеприпасов и провианта использовали верблюдов. Они показали себя сильными, неприхотливыми и совершенно бесстрашными животными. Даже слишком бесстрашными: если лошади, заслышав гул самолетов, пытались убежать или норовили забраться в укрытие, то верблюды стояли как вкопанные и хладнокровно жевали свою жвачку.
В сражениях в Крыму и на Северном Кавказе самые тяжёлые грузы таскали выносливые ослики. И не только снаряды, провизию, бревна для блиндажей, но и раненых. Причем ослики оказались очень сообразительными и приспособленными для войны. Подвижные и относительно миниатюрные, они шустро бегали по траншеям и были почти неуязвимы для вражеских пуль - за исключением длинных ушей. Однако, что удивительно, вскоре они сами научились их прижимать. Вид «окопного» ослика с робко прижатыми ушами был очень трагичным и трогательным!
Там же, где ослы и верблюды не водились, порою приходилось импровизировать. Например, белорусские и русские партизаны приручили и использовали для рейдов по тылам врага... лосей. Необычно, но почему бы и нет? Тем более, что лось был во многом выгодней лошади: его следы не привлекали внимания противника, а с кормом в лесу для лося проблем не было. Партизаны даже полюбили лосиное молоко.
Об оленях на войне подробно здесь
http://www.chumoteka.ru/2010/05/blog-post_08.html Есть документальный фильм «Животные на войне».
И сейчас в Дарвиновском музее проходит выставка «Животные на войне»
http://www.darwin.museum.ru/_news/?animalsinwar P.S. Есть моральный аспект использования животных и птиц в боевых действиях. Можно по-разному относиться к этой странице истории. Для одних - это гениальная идея, лепта в общую победу, для других - один из самых недостойных поступков человека, который направлял животных и птиц на верную смерть с помощью обмана. А вы что думаете?