Кто рисует животных?
Дорогие ребята, знаете ли вы, что вместе с людьми на фронт призывали и животных? Да, да, животных: лошадей и собак, верблюдов и голубей, лосей и оленей… Конечно, они воевали не с оружием в лапах, но очень крепко помогали нашим солдатам. Как помогали? Об этом вы узнаете в этой книге.
Но сначала о том, кто такие анималисты. Это художники, рисующие животных. Алексей Никанорович Комаров и Константин Константинович Флёров были анималистами. Их картины с изображением животных на войне находятся в Дарвиновском музее Москвы. Будешь там - обязательно посмотри!
А.Н. Комаров (1879-1977)
Еще в детстве маленький Алексей увлечённо лепил из хлеба разных животных и тщательно срисовывал иллюстрации из книги «Жизнь животных» Брема. Затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и с тех пор посвятил свою жизнь изучению животных и рисованию их.
«Я старался,- пишет в своих записках Алексей Никанорович,- заразить зрителей и читателей своей любовью к зверям и птицам нашей родной природы; я видел их в натуре, люблю и хорошо знаю».
К.К. Флёров (1904-1980)
В детстве будущий художник любил рисовать зверей в зоопарке и с удовольствием занимался в студии анималистического рисунка. Константин поступил на биологический факультет Московского университета, стал ездить в экспедиции и увлёкся палеонтологией. Именно палеонтологии, - науке, изучающей животных давно прошедших эпох, Константин Константинович и посвятил свою жизнь. Но рисование и скульптуру не забросил, оставаясь одинаково влюбленным в искусство и науку.
Во время Великой Отечественной войны Алексей Никанорович Комаров и Константин Константинович Флёров создали много картин, изображающих животных в боевых условиях. Все эти полотна были созданы в период с 1941 по 1945 год. Картины показывали раненым в госпиталях, это поднимало дух выздоравливающих бойцов.
Некоторые сюжеты картин брались с реальных фронтовых фотографий. Давайте посмотрим на эти примеры.
В годы Великой Отечественной войны на северном фронте вместе с людьми воевали олени. В Заполярье были созданы специальные оленетранспортные батальоны. Бойцам, работающим с оленьими упряжками, в военных билетах писали - «ездовой оленевод». На оленьих упряжках доставляли военные грузы и переправляли раненых, вывозили подбитые самолеты и их экипажи. За годы войны олени вывезли из тундры 160 вынужденно севших и подбитых самолетов, спасли более 10 000 раненых. Олени ходили «на задания» вместе с разведчиками.
Вот фронтовая фотография, которая называется «Отряд советских разведчиков перед выполнением боевого задания. Кольский полуостров, декабрь 1941 г». А вот картина Константина Флёрова «Северные олени на мурманском фронте». Сравните.
Еще один пример. Фотография «Саперы вместе с собаками ведут разминирование» и картина Алексея Комарова «Собаки-миноискатели».
А эта картина А. Комарова «Собаки - взрыватели танков» имеет в «первоисточнике» две фотографии.
Но чаще сюжеты картин рождались из услышанных по радио военных сводках, прочитанных газетных публикациях и рассказов раненых солдат.
Лошадь идет на войну
Кавалерия вступила в бой в первые же часы Великой Отечественной войны и позже участвовала практически во всех операциях Красной Армии.
Картина К. Флёрова «Конница на марше»
Фашисты боялись нашу конницу. Вот что писал в своей докладной записке немецкий генерал Гальдер: «Мы постоянно сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Увы, ни один командир не может быть спокоен за свои тылы». Лошади оказались незаменимы для стремительных рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий. Хотя конь и бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника - и сделает это незаметно.
В боях под Москвой отличилась конница генерала Белова. При обороне столицы, в самый критический момент сражения, эта конная группа не только остановила фашистов, но и сама перешла в наступление, отбросив противника на десятки километров на юг.
Флёров К.К. «Атака конницы генерала Белова»
Лошади «служили» не только в кавалерии, они были практически основной тягловой силой. Именно конные упряжки всю войну тянули орудия и обозы с боеприпасами, полевые кухни и передвижные лазареты. В составе Красной Армии находилось около двух миллионов лошадей, но их всё равно катастрофически не хватало.
Флёров К.К. «Красноармейский обоз»
Из воспоминаний: «Мой прадедушка Яков был до войны конюхом. Работал в колхозе по уходу за лошадьми. Очень хорошо изучил повадки животных. Это ему помогло и на войне. Когда возникала необходимость доставить на передовую снаряды, прадедушка знал, как и какую лошадь запрячь. Лошадь бежала по полю сама. Она чуяла запах родной роты и безошибочно выбирала дорогу. Снаряды доставлялись вовремя! Прадедушка рассказывал: «Лошади умные. Она не бегают прямиком, а от воронки к воронке. Вот животное, а солдатскую поговорку знает, что снаряд дважды в одну воронку не попадает! А чтобы лошадь не боялась - я орал песню «Расцветали яблони и груши…». Эту песню пели солдаты нашей роты. Вот лошадь и бежала к ним».
Раненых лошадей никогда не бросали, их лечили в специальных ветеринарных лазаретах, окружая теплотой и заботой. И всё-таки очень много лошадей погибло на полях сражений. Считается, что за время Великой Отечественной войны было потеряно более миллиона лошадей.
Верные однополчане
Первыми войну встретили пограничники. А с ними и их верные служебные собаки.
Комаров А.Н. «Пограничник с ищейкой»
С первых же дней войны призывать на фронт стали и собак. Сначала уходили «образованные» и породистые, а позже на призывной пункт пошли даже беспородные дворняги.
Все собаки проходили обучение в Центральной военно-технической школе дрессировщиков. Учились вместе с людьми - вожатыми, с которыми потом и уходили на фронт. За время войны эта школа выпустила 68 тысяч собак.
Четвероногие ученики не сидели за партами и не отдыхали на каникулах. Каждый день на специальных спортивно-дрессировочных площадках они учились подрывать вражеские танки, ходить в разведку, обнаруживать лазутчиков, искать раненых и т.д. А за это получали лакомство и доброе слово.
Комаров А.Н. «В сторожевом дозоре»
В Центральной военно-технической школе дрессировщиков готовили собак восьми «профессий»:
- сторожевые собаки
- санитарные собаки
- диверсионные собаки
- разведывательные собаки
- противотанковые собаки
- собаки связи
- минно-розыскные собаки
- ездово-санитарные собаки.
Картину Алексея Комарова «Собаки - взрыватели танков» мы уже видели. На ней изображены две собаки, которые бегут к движущимся вражеским танкам. Как только собака влезет под днище танка, спускатель-штырь упрётся в корпус бронетехники и раздастся взрыв. На картине изображена ещё одна собака, которая ждет команды своего вожатого. У неё на спине хорошо виден закреплённый специальный вьюк со взрывчаткой.
Собаки уничтожали вражеские танки под Москвой и Сталинградом, в Воронеже и Белгороде. Это была самая тяжёлая собачья профессия. Собака подрывалась вместе с танком, сохраняя жизни наших бойцов. Многие солдаты плакали, отправляя собаку под танк…
В основном собак-смертников использовали только в начале войны, когда фашисты имели преимущество в боевой технике и в ход шли любые методы борьбы. За эти первые годы войны служебные собаки-подрывники уничтожили свыше 300 танков.
А когда в тылу было налажено производство и на вооружение Красной Армии в достаточном количестве стали поступать новые модели противотанковых ружей, собак-истребителей танков «перевели» в другой класс и научили искать мины и совершать диверсии.
Так осенью 1943 года собака-диверсант Дина, впервые в мировой истории, выполнила сложнейшую задачу: выскочила на рельсы перед приближающимся немецким эшелоном, сбросила вьюк со взрывчаткой, зубами выдернула чеку капсюля-воспламенителя и убежала. Так овчарка Дина подорвала воинский эшелон, в котором было много фашисткой боевой техники и солдат.
Комаров А.Н. «Собаки-миноискатели»
Собаки миноискатели могли работать в любых условиях: и в мерзлом грунте, и в глубоком снегу, в лесных зарослях и даже на небольшой глубине в море. Собаки обнаруживали мины по запаху взрывчатки. Найдя зарытый «сюрприз», собака садилась возле него, а сапер осторожно извлекал и обезвреживал смертоносную находку.
Собак не хватало. Поэтому часто было так, что разминировали поле саперы, а потом повторно пускали собак. Так вот, идя за саперами, овчарка Рыжик обнаружила 448 мин, а беспородный Бобик - 203.
Есть еще один герой среди «живых миноискателей». Это шотландский колли по кличке Дик, который за годы войны сумел обнаружить более 12 тыс. вражеских мин!
Многие собаки ходили с нашими солдатами в разведку. Иногда им вместе приходилось часами лежать на снегу или на сырой земле, для того, чтобы незаметно пробраться в тыл врага, узнать, где находятся немецкие части и взять в плен «языка». И собаки, вместе с бойцами, терпеливо ждали нужного момента, не лаяли, не скулили и чётко выполняли команду разведчиков.
На своих картинах Алексей Комаров изобразил, как боец вместе с собакой выслеживает «кукушку».
Комаров А.Н. «Выслеживание вражеского снайпера кукушки (1)»
Комаров А.Н. «Выслеживание вражеского снайпера кукушки (2)»
«Кукушками» называли вражеских снайперов, которые маскировались на деревьях и, стреляя оттуда, убивали наших солдат.
Комаров А.Н. «С донесением»
Собаки-связисты, рискуя собственной жизнью, переносили сообщения и донесения, протягивали телефонные кабели и даже помогали доставлять боеприпасы.
За годы войны эти четвероногие почтальоны, в боевой обстановке, часто в непроходимой для человека местности, доставили около 200 тыс. боевых донесений, для установления связи проложили 8 тыс. км телефонного провода. Для сравнения: расстояние от Берлина до Нью-Йорка - 6,5 тыс. км.
Военный корреспондент Илья Эренбург писал: «Как не вспомнить рыжего эрдельтерьера Каштанку? Раненая в голову, с разорванным ухом, истекая кровью, Каштанка подползла к вожатому: доставила в батальон донесение. Её забинтовали и отослали назад: другой связи не было. Две недели, забинтованная, она поддерживала связь с резервом. Было это возле Наро-Фоминска. Там Каштанка и погибла от снаряда. Многие бойцы её помнят».
Комаров А.Н. Собака военная с патронами
Ездово-санитарные собаки «служили» группами, в упряжках. 4-6 собак в одной упряжке, среди которых всегда есть главная, ведущая за собой остальных. Одна собака ошибется и все: упряжка не едет. Всю войну, - летом на специальных тележках, зимой на нартах, под огнем вместе с вожатыми собаки этой «профессии» вывозили раненых с поля боя. Часто было так, что в сторону линии фронта они везли боеприпасы, а назад раненых.
Флёров К.К. Перевозка пулемета ездовыми собаками
Флёров К.К. Перевозка раненых ездовыми собаками
Комаров А.Н. Перевозка раненого нартовыми собаками
И если ездово-санитарные собаки занимались только перевозками, то санитарные собаки ходили по полю боя в одиночку, выискивая раненых солдат.
Комаров А.Н. Собака-санитар
Когда из-за шквального огня медсестра не могла приблизиться к раненому, вся надежда была на четвероногого спасателя. Собака действовала по четко отработанной схеме - обнаружив пострадавшего бойца, она подползала к нему с санитарной сумкой и ложилась рядом.
Комаров А.Н. Нахождение раненого собакой-санитаром
Собака всегда безошибочно могла определить, жив ли солдат и нуждается ли в помощи. Если боец контужен или потерял сознание, собака своим теплым, слегка шершавым языком облизывала лицо человека до тех пор, пока он не очнется и не придет в себя. А когда бой стихал, на помощь приходили ездово-санитарные собаки, которые вместе с вожатыми вывозили раненых.
Из воспоминаний: «Моя бабушка была врачом во время Великой Отечественной войны. У них работали санинструкторы с собаками. Раненого на поле боя находят - на санки или тележку и собаки волокут обратно к врачам... Один раз убежали собаки с раненым, а до пункта не дошли. Все подумали, что убило их. А через двое суток на них в лесу наткнулись: у собак санки с раненым зацепились за пенек, и эти две собаки двое суток пенек грызли, чтобы санки освободить. Не бросили раненого, и почти уже закончили свое дело, еще немного и санки можно было провезти».
Комаров А.Н. «Раненый боец с собакой»
За время войны собаки-санитары вывезли с поля боя 700 тыс. тяжело раненых бойцов. Что такое 700 тысяч? Целый город, такой как современный Краснодар, Саратов или Тольятти. В 1941 году состав дивизии Красной Армии составлял от 9 700 до 17 000 чел., вот и получается, что собаки вывезли с поля боя жителей целого города или порядка 40 дивизий полного состава.
Собака во время войны могла ещё и спасти просто своим присутствием. Многие воинские части содержали собак для души, они напоминали им о счастливой мирной поре, о простых семейных радостях. Собаки вселяли надежду и веру в победу.
Горбатые тягачи
Когда не хватало машин, использовали лошадей. Когда и их стало не хватать, на фронт призвали верблюдов. Солдатам пришлось непросто. Некоторые видели верблюдов первый раз в жизни, и почти никто не представлял, как справиться с такими крупными и своенравными животными. Но со временем все бойцы научились, как запрягать верблюдов в повозки и управлять ими.
Новые сложности начались, когда от жестких дорог подошвы у верблюдов истоптались до живого мяса. А верблюда, как лошадь, не подкуешь, лапы-то мягкие. Тогда бойцы смастерили из толстой резины башмаки и обули в них своих горбатых тягачей.
Флёров К.К. «Верблюды на прифронтовой полосе»
Верблюды дошли до самого Берлина. Именно орудийный расчет, в составе которого служили верблюды Машка и Мишка, сделал один из первых выстрелов по Рейхстагу.
Ни лошадей, ни собак, ни оленей никто не награждал. А вот двум верблюдам, дошедшим до Берлина, повезло чуть больше. Наши солдаты нашли в Берлине неиспользованный склад гитлеровских наград и укрепили на верблюдах полный комплект фашистских отличий. Владимир Успенский вспоминает: «Ни один гитлеровский вояка никогда не мог получить столько. Голубые ленты, свешивались по обе стороны горба, завязывались под брюхом. Сначала верблюдам не нравилась эта катавасия, но вскоре Машка и Мишка так привыкли к своим блестящим украшениям, что не желали выходить на улицу без наград. Походка у верблюдов медленная, горделивая, а с муаровыми лентами они выглядели особо торжественно. Народ расступался…»
Эти два верблюда - Мишка и Машка - прошли всю войну. Призвали их в 1942 году в Астрахани. Именно поэтому в 2010 году в Ахтубинске Астраханской области установили памятник Мишке, Машке и сержанту, который был с ними все три тяжелых года.
Вечная память
Животные «уходили» на фронт, воевали и совершали подвиги, не ведая об этом. Просто их научили этому люди. Люди, которые были рядом. Люди, которые делили с братьями меньшими кров и пищу, радость и горе…
Солдаты наши меньшие, вы верные и преданные друзья! Своей бескорыстной помощью, зачастую ценой своей жизни, вы навсегда заслужили нашу любовь и благодарность!
Еще почитать в тему можно здесь:
Часть первая (о медведе) здесь.
http://tat-dream.livejournal.com/176126.htmlЧасть вторая (о собаках) здесь
http://tat-dream.livejournal.com/180364.htmlЧасть третья (о верблюдах) здесь
http://tat-dream.livejournal.com/181049.htmlЧасть четвертая (о бегемотах) здесь.
http://tat-dream.livejournal.com/182784.html