Читаю книгу
С.Алексеевич «Время секонд хэнд». Очень точное название для того, что произошло со всеми нами, начиная с развала Союза… Читаю воспоминания людей и всплывают свои. Грустные и веселые, болезненные и приятные… Всякие.
…В школе у нас был такой предмет «Мораль». Вела его Татьяна Тихоновна, седая, похожая на ведьму дама… Мы ее страшно боялись. Поэтому моральный кодекс строителя коммунизма я знала на зубок. Ночью разбуди и сейчас расскажу. Кстати, если немного подредактировать, то вполне все правила приемлемы и сейчас)))
1.Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
2.Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
3.Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
4.Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
5.Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
6.Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
7.Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
8.Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
9.Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
10.Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
11.Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
12.Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
Историю вел Марк Аронович, старый лысый еврей. Однажды после уроков я осмелилась спросить его: «Марк Аронович, был капитализм, сейчас у нас развитой социализм. Скоро будет коммунизм, а потом? После коммунизма - что?». Историк с грустью посмотрел на меня: «Деточка, дай бог кому-то из нас дожить до коммунизма!». Тогда я ничего не поняла.
Когда мы учились, было реальное ощущение, что живем в большой счастливой стране, что впереди светлое будущее. Мы не замечали очевидного и вздохов старших, не читали то, что читали они. Может, потому что нам не с чем было сравнивать? Мы родились и росли при социализме, где «все равны». За нас уже все решили: сначала мы будем октябрятами, потом пионерами, комсомольцами, а лучшие - и членами партии. Всем хотелось быть лучшими...
…Мне тоже. Я читала вопросы билета №33 и ничего не могла вспомнить. Ответ на первый вопрос мне сочувственно подсказали. Во втором вопросе нужно было осветить итоги XXVI съезда Коммунистической партии Советского Союза. Третий - по обществознанию, что-то о строителе коммунизма… Вышла отвечать. Марк Аронович готов слушать. Директриса отвлечена какими-то бумагами, да и учитель-ассистент, похоже, далек от выслушивания моих ответов. У меня есть один шанс - блефовать. И я начинаю на ходу придумывать то, что могло бы быть на том двадцать каком-то съезде: поднять, повысить, добиться…. Марку Ароновичу нужна конкретика: «Цифры, пожалуйста!». Меня понесло: «Увеличить удои молока на 50%, собрать в два раза больше зерновых, повысить яйценоскость всех яйцекладущих…» и т.д. Уверенно несу всю эту чушь и жду, что сейчас меня с позором выставят за дверь. Марк Аронович, опустив голову, слушает. Не могу понять его реакции. Наконец, прерывает: «Следующий вопрос». Ну, про строителя коммунизма легче сочинять - мол, честный, справедливый и т.д.… Марк Аронович останавливает поток моей разгулявшейся фантазии, благодарит и приглашает следующего ученика. Выхожу из кабинета, едва сдерживая рыдания. Одноклассники, слышавшие мой ответ, предупреждают о неотвратимости: «Тебе это не сойдет с рук!». Через два часа объявляют оценки. Спрятавшись за спины, думаю о том, как об этом позоре сообщить родителям. Вдруг слышу свою фамилию и оценку - 5/5.