Все мы в своей жизни встречаемся с людьми разных национальностей. Дети, росшие в СССР, вообще никогда не заморачивались на тему того, кто играет с тобой в песочнице, - русский, еврей или армянин. Однокласниками были русские и украинцы, грузины и эстонцы, белорусы и латыши. В институте со мной учились чеченцы, ингуши, дагестанцы, осетины, армяне, таджики, узбеки, эстонцы. Мои однокурсницы - осетинка Алла и ингушка Раечка (Радимхан) - жили в одной комнате, не вспоминая ни о какой межнациональной розни.
И вот решила я подумать, а был ли он вообще, бытовой национализм в моей жизни?.. И странная картина нарисовалась у меня в голове... Однако, судите сами.
Эпизод 1. Преданья старины глубокой.
Первый курс, высшая математика. Мне, после физ-матшколы, интегралы и дифуры - семечки, а вот девчонки подвисают... Тяжелее всех математика даётся 26-летней Вале из Луганска, тогда ещё - Ворошиловграда. Да это и понятно: столько лет после школы, работает уже в потребкооперации, целевым набором отправили учиться в Москву. Приглашаю её к себе домой, пытаюсь с ней заниматься - всё понимает, даже задачи решает. В аудитории - ступор. Преподаватель по фамилии Довгопол на каждой лекции докапывается до Вали: "Не понимаем, да, Городник?" Красная от стыда Валя не знает, куда спрятаться.
Первая сессия. Несмотря на то, что Валя всё знает, перед Довгополом она теряется и дрожит... Двойка. Первая пересдача - безрезультатно, вторая - безрезультатно. По результатам зимней сессии Валю отчислили. Казалось бы, что успешному преподавателю престижнейшего московского ВУЗа до простой ворошиловградской девушки из рабочей семьи... Тогда это было совершенно непонятно ни мне, ни моим сокурсникам (повторюсь - мы советские дети, выросшие в атмосфере интернационализма и дружбы народов), но с высоты прожитых лет понимаю, что та история дурно пахнет...
Мы закончим институт в 89 году, получим распределение. А через несколько лет развалится СССР. По-разному сложатся судьбы моих товарищей. Узбек Ильхом станет директором банка в Ташкенте, одиозный Михаил Хубутия - миллионером (он и в институте был дурак дураком: на картошке подкрался сзади к нам с подругой, схватил за лодыжки и гавкнул 😁). Армянка Каринэ выйдет замуж за русского студента. Не знаю, как сложилась судьба осетинки Аллы в родном Цхинвале. Ингушка Рая умрёт в 25 лет от немодного гриппа, а её фамилия будет фигурировать в блоге ХардИнгуша в качестве фамилии убитого боевика (и я понимаю, что это не однофамильцы).
Я не знаю, кто в те годы открыл первым ящик Пандорры с национализмом, - тот ли, кто предлагал брать суверенитета, сколько сможешь проглотить, или тот, кто с оружием в руках повёлся на это, но и он, и его потомки заслужили проклятие людей, потонувших в реках крови в постсоветское время...
Эпизод 2. Это было недавно, это было давно...
Дело происходило где-то в 2017-19 годах.
Проходит шуточный онлайн-конкурс фото морских свинок на тему "Широка страна моя родная". Ну, я в качестве массовика-затейника придумываю номинации по географической принадлежности (участники со всего мира): Поле, русское поле (для Центрального региона); Вы шумите, шумите надо мною, бярозы! (для белорусов); Распрягайте, хлопцы, коней! (для заводчиков Украины) и тому подобное. И, зная, какое большое количество заводчиков в Донецке-Луганске, придумываю специально для них номинацию Вышел в степь донецкую...
Тут же в личку прилетает письмо от председателя клуба Украины: Донбасс - это Украина, отдельной номинации для него быть не должно. Ну, ёлки-палки, там тётки 40-летние, а ты - мальчишка-студент. Ваши фото даже конкурировать друг с другом не будут. Что, тебе жалко приза, который даже не на твои деньги куплен?
Нет, или снимайте номинацию, или Украина в конкурсе участвовать не будет. Напугал ежа голой жопой! Так и обошлись без Украины.
Вот именно тогда я воочию убедилась, что считаться с Донбассом Украина не будет никогда.
Опять же, не знаю, где сейчас Влад по фамилии Мирный. Тогда учился на медика. Надеюсь, сейчас раненых штопает, а не вырезает органы из пленных.
Эпизод 3. Новейшая история.
А это уже конец 2020 года.
Был у нас в одной сети ломбардов опердиректор по фамилии... ну, пусть будет Ипанько. Наверно, и сейчас там опердиректорствует, поэтому нечего его рекламировать.
Опердиректор - это такой человек, который отвечает за производственный процесс: что почём купить, кому почём продать. Так, больно уж этот Ипанько любил московских старушек обманывать.
Ломбардов, сами знаете, сколько в Москве - на одном пятачке по 5 штук. Конечно, умная старушка обойдёт все 5 и узнает, что в последнем цена самая высокая. Опер наш призывал не упускать старушку, пока она по всем ломбардам не пошла (а цена у нас была в 2 раза дешевле - ну, так опер захотел).
Но это присказка. А сейчас будет сказка.
Начал народ наш над Ипанько потешаться. Вроде бы и начальство он, а какое-то... дурное. Не воспринимают всерьёз, хоть тресни. Ржут за спиной, фак показывают.
И не придумал опер ничего умнее, чем вступить в конфликт с начальником СБ. Наверное, самого зарождения конфликта рядовые сотрудники не видели, но то, что разгорелось потом, было весьма эпично.
Приходит по ватсапу указивка: начальника СБ на точки без паспорта не пускать. Читаю и глазам своим не верю. То, что мы все Палыча в лицо знаем, - это одно. А вот то, что он у нас служил в группе Вымпел, тот самый роддом в Будённовске штурмовал, когда этот сопляк пешком под стол ходил...
Вот даже и не знаю, тот ли самый это национализм. Или украинство - зависть и жажда власти. А, скорее всего, и то, и другое.
Резюме.
У меня и сейчас много друзей разных национальностей.
Армяне Саркис и Арминэ всегда помогают с собачье-кошачьим кормом, еврейка Аня делится урожаем с дачи, узбек Ильхом в кризис приехал в Москву с дынями и лепёшками - друзья голодают...
Вот как-то так и получается, что бытовой национализм в жизни я видела только от представителей одной нации. Померещилось, видимо...