Накормить ребенка полезной едой. КАК?

May 31, 2013 08:00

Вода или кола, яблоко или чипсы, гречка или картошка-фри, рыба или сосиски: возможно ли повлиять на выбор ребенка? Нахожусь в постоянном поиске ответа, и вопрос остается для меня открытым. Делаю все, что в моих силах, а там будь, что будет...




Воспитание есть усвоение хороших привычек.
(Платон)

Пост о методах, которыми стараюсь привить дочери любовь к полезной еде и сформировать правильные пищевые привычки.
Самое главное, что хочу заранее подчеркнуть: это не "правильные методы", а те, которые использую я, с учетом всех собственных проблем с пищевым поведением. Безусловно, в любом вопросе могу допускать ошибки, а здесь тем более не существует гарантий результата, так как люди все разные, влияние могут воспринимать противоположным образом, да и сила других факторов может оказаться решающей. Итак, я не претендую на знание истины. Воспринимайте все написанное критично.

Теперь по сути:

1) Собственный пример.
Я искренне считаю, это первое, с чего надо начинать. Как и все остальное, не панацея, но без этого что-либо делать бессмысленно.
Мне даже кажется, что какие-то вкусы были привиты еще во время внутриутробного питания. Ведь действительно не все дети спокойно едят брокколи в качестве первого прикорма, многие сходу плюются...

2) Берегу естественную систему саморегулирования организма.
Не заставляю:
- доедать полностью порцию, размер которой определен заранее, лишь чувство голода и насыщения должно регулировать количество съеденной еды;
- есть то, что не нравится принципиально, особенно если речь идет о ярко выраженных вкусах.
При этом сомневаюсь, что дети точно сами знают, что именно им нужно. Теоретически так должно быть, но на практике слишком много явных отклонений. Думаю, дело в том, что наша пища уже вся слишком далека от натуральной.

3) Объясняю, как конкретные продукты влияют на наш организм.
Зеленый лук-чеснок кусаются - это они микробов кусают, от морковки глазки будут видеть хорошо, от квиноа вырастешь высокой и красивой, от творожка зубы станут крепче и т.д. Правда, творожок моего ребенка уговаривать есть не надо, как и яблоки - возвращаясь к пункту один, что я обожаю и ела всю беременность, то и она очень любит. Конечно, это не во всем проявляется.
Так же не особенно детально страшилками, но рассказываю, чем вредны другие продукты - делают нас слабее, портят зубы, кожу, вредят работе сердца, печени.
Некоторые вещи ей более понятны, некоторые менее, но уверена, что по капле закладываются определенные знания, а еще важнее, умение анализировать и желание искать информацию.
Никогда не говорю, что "вредную" еду "нельзя" есть. Можно, если сильно хочется, не особенно нужно, правда, а главное - это количество ее потребления и значимость, принципиальное отличие в том, будет ли это в качестве еды или просто "закуски" на сытый желудок.
Кроме подобных объяснений насчет конкретных свойств продуктов, пытаюсь внушить понимание, что наше тело дано нам одно на всю жизнь, его надо любить и беречь.

4) Отдельно еще раз подчеркну - не употребляю, насколько возможно, слово "нельзя".
Есть смысл - нет смысла, стоит - не стоит, но не можно - нельзя. Когда она меня спрашивает, можно ли это есть, отвечаю: "не надо меня об этом спрашивать, решай сама, у меня ты можешь только узнать мое мнение, насколько это полезно или нет, и как соотносится с тем, что ты уже съела сегодня".
Конечно, так было не с младенчества. Примерно до 3 лет я установила жесткие рамки и давала только то, что считаю полезным, оберегая от влияния внешнего мира - пока это было в моей власти.
После этого так или иначе, в ее меню стали появляться исключения, которые я все равно контролировала по возможности, стараясь активно "договариваться" - давай эту конфету поменяем на ту, которую приготовим сами дома, такую же вкусную, но еще и полезную.
Сейчас ей уже почти шесть и последние пол года, примерно, или чуть более, стараюсь максимально все перекладывать на самостоятельно решение. Ведь цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас. Конфеты (как без сахара, так и натуральные органические с сахаром), черный шоколад - все лежит в ее игрушечной кухне и имеет к ним свободный доступ.
Конечно, мое мнение в любом случае играет пока решающую роль, но формулирую его не как указание, а как совет. Не менее важно, что моя дочь по складу характера, и, предполагаю, благодаря такому воспитанию с самого раннего возраста, очень ответственная и сознательная по сравнению со многими детьми. Вероятно, не для каждого такой подход эффективен.

5) Не использую еду в качестве награды, не связываю вкусную вредную еду с понятием "праздник".
Иногда мы покупаем ей мороженое, без трансжиров, понятное дело, но все равно хорошего мало. Делаем это для того, чтобы оно не казалось запредельным счастьем, но без специального повода. Чаще, конечно, делаю мороженое сама.
Могу допустить, что она съест торт на чужом дне рождения (сама буду страдать из-за этого, но не суть важно). Зато на ее день рождения готовлю только полезно-вкусную еду. Никаких особенных исключений из нашей обычной жизни. При этом готовлю такие зожные вкусности регулярно, а на празднике упор делается на развлечения и исполнение заветных желаний. Правда, в этом году заветное желание - живая собака, торт кажеться гораздо меньшей проблемой, но этот момент слабости надо пережить и не уступить коварным искушениям...

5) "завлекательным" методом является готовка вместе с ребенком.
Многим деткам очень нравится возиться на кухне, особенно с тестом, которое совсем не обязательно должно быть из белой муки с сахаром и сливочным маслом. Кстати, для тех, кто последнее считает полезным: учтите, что в любом случае максимально допустимой температурой нагревания является 150 градусов. При температуре 140-160 °С происходит разложение сливочного и топленого масел с образованием альдегида акролеина, раздражающего ЖКТ и разрушающего витамины и биологически активные вещества. Так что делайте выводы относительно печенья, приготовленного при 200-220.

6) Как и остальное, срабатывает не для всех и всегда, но определенно большинство детей не безразличны к тому, как оформлена еда. Не все согласны, что стоит еду превращать в игрушки, тут уже другие проблемы могут возникнуть, но яркая и симпатичная пища естественно вызывает больший аппетит. Те же овощи скорее они будут есть в чистом виде, сохранившими цвет и форму, чем в виде неидентифицируемого рагу.

7) Самое-самое важное, причем касаемо не только еды, но вообще всего, то, что говорю ей в разных вариациях каждый день по несколько раз, что считаю самой важной жизненной установкой, о чем уже писала, но повторю: решения нужно принимать самостоятельно и обдуманно.

Другими словами, не ориентироваться на других, думать своей головой.

Никто не должен иметь такое же мнение и вкусы, как у тебя, ты совершенно не обязана делать то, что остальные.

Например, многие покупают вредную еду, просто потому, что у них не хватает денег на полезную и вкусную (хорошие рестораны).
Последнее не является моим убеждением, но мне так удобнее объяснить ребенку, почему мы в Мак-Дональдс не ходим.

Пусть мы во многом не такие, как все, мы ведь хотим быть лучше. Не лучше других, лучшими для себя.
Не питаемся вредной едой, не бросаем мусор на улице, не обижаем других людей, не тратим зря свое время и никогда - чужое. Уважаем себя, свое тело и окружающих.

Чтобы не возникало иллюзии, что мне все удается идеально, могу рассказать, что делаем неправильно.
[если интересно]Очень редко едим за столом, чаще в комнате, и я читаю ей во время еды сказки. Это на самом деле серьезно портит весь подход. По крайней мере, периодически останавливаюсь и заставляю прислушаться к себе, не наелась ли, чтобы не превратить процесс поглощения еды в автомат. Гарантирую, что почитаю еще немного и после того, как она скажет, что наелась, чтобы не было ситуации, что ест только ради сказки. Но просто так усидеть за столом ей скучно, даже любимой еды съедает пару ложек и убегает гулять. Я бы не считала, что это плохо, но спать голодной она не ляжет, и закончится тем, что день гуляет, а на ночь объедается.

Напоследок: "никогда не говори никогда" и "исключение только подтверждает правило". В жизни случается всякое.

Мне часто задают вопрос, понимаю ли я, что в школе не избежать фастфуда и прочего. Понимаю. Но не сомневаюсь, что заложенная с детства база здоровья свою позитивную роль сыграет в любом случае. Даже если моя дочь когда-то перейдет на одни чипсы, уверена, что лучше, если это случится позже, чем раньше, и я знаю, что со своей стороны сделала все возможное. Конечно, очень надеюсь, что все-таки заложенные вкусовые привычки проявят себя и далее.

детское, полезно знать

Previous post Next post
Up