Школа английского

Nov 02, 2010 16:21



Я уже писала про свою почти подругу Дини, которая учительствует в школе туризма в Пелангане. Помимо туризма, она еще и школу английского языка открыла, с моей легкой руки, получается. У Дини с мужем раньше магазин был, они из-за магазина в Пеланган и приехали - у мужа здесь родственники, дядя с женой и бабушка. Бабушка богатая, по пеланганским меркам, конечно, у нее рисовые поля и недвижимость. Дядя вроде как при делах и в надежде на наследство. Пригласил племянника, выделил половину помещения, обещал не мешать. Магазин заработал, родственники позавидовали и Дини с мужем вытурили. Дини тогда плакала, жаловалась на несправедливость. Я сказала «открой школу, постепенно начнешь зарабатывать». Так оно и вышло.



В школе около десяти учеников, мальчики и девочки от 10 до 13 лет. Иногда старшие школьники заходят, просят помощи с домашним заданием. Взрослые тоже обращаются, если надо пару фраз выучить или еще чего. Но у взрослых времени нет, им работать надо, а детей своих они учат. И на определенном этапе встал вопрос, что надо бы учительнице денег платить. Дело она делает хорошее, с душой, не халтурит. Дети заняты три раза в неделю и уже бойко здороваются, спрашивают, как дела, говорят, что небо синее, а солнце желтое, и называют по-английски части тела. Прогресс налицо.

Народ в Пелангане все больше золотом промышляет в последнее время, кое-кто зарабатывает, кое-кто банкротится, но в среднем доход идет и можно его не только на еду тратить. Дини с учеников официально плату не берет, поэтому родители ей - как нашим деревенским врачам - то еды принесут, то… Нет, не золотых самородков, а мешков с камнями, в которых - может быть - маленькими золотыми прожилками золото прячется.



Принесли и сейчас два раза по полмешка. Чтобы из них золото получить, камни раздробить нужно, затем в барабанах перемолоть. Дини на помощь соседку позвала. Соседка у нее хорошая, Саруни ее зовут. Она Дини благодарна не только за английский для ее младших, но и за то, что она самого младшего сына, Дафи, в 10 лет наконец читать научила. В школе Дафи тупым обзывали и рукой махнули. А с Дининой помощью он грамоту освоил и даже писать научился. Печатными буквами пока, но зато уверенно.

Камни раздробили, помог еще один сосед. Он немой, но добрый очень. С Дининой дочкой иногда сидит, заодно телевизор смотрит. Любит передачи про физкультуру и тренажеры, показывает знаками, что тела у спортсменов красивые, он такое же хочет. Сам тощий, конечно, но сильный, жилистый. Все вместе они за полчаса мешок камней уделали.



То, что получилось пересыпали в барабаны на три часа. Камни дробятся, превращаются в жидкую грязь. Туда ртуть льют, она крупинки золота на себя притягивает. Далее грязь сливают, ртуть на дне остается, ее охлаждают, отжимают через тряпочку и, если золото есть, получается шарик грязно-серебряного цвета.



Далее по процессу ртуть надо выпарить, а то, что осталось - либо золото, либо серебро - продать можно будет. Серебро продавать не выгодно, а вот за грамм золота дают 330 - 350 тыс. рупий, чуть больше 10 долларов.



Мы с Дини поехали к скупщикам. Объехали трех. Двое жуликоватые оказались. Один спросил «а тебе сколько обычно за золото платят». Второй предложил по 330 тыс. за грамм. Поехали к третьему, он честным считается. Предложил сначала по 340 тыс, Дини попросила побольше, согласились на 345 тыс. Получилось в общей сложности 669 тыс. - это больше Дининой месячной зарплаты в школе туризма.



Из этих денег 40 тыс. отдали за использование барабанов и ртути. Обычно это 10 тыс. стоят, но если золота много вышло и оно хорошего качества, то платят больше. Соседу немому Дини сигарет купила, а Саруни стиральный порошок и мыло в подарок. Здесь говорят «нашел золото, купи подарки», так что дарить что-то принято. Дини и мне хотела что-то купить, но я отказалась, неудобно как-то. Взяла воды их холодильника, жарко было. Сказала «спасибо».

Неудобно было еще и потому, что накануне меня ужином кормили. Готовил Динин муж, у него хорошо получается. Муж без работы сейчас, на случайных заработках. Но золотом заниматься не хочет. Риски велики, да и работа тяжелая. На земле-то не осталось ничего, камни в шахтах добывают, лезут вниз и вглубь на 20-30 метров. Три часа поработал и все, отдыхать надо. Жарко, влажно, из техники безопасности - налобный фонарик и ступеньки в грунте.

Муж приготовил лапшу с яйцом и сосисками на индонезийский манер. Вкусно было. Еда ведь не только про вкус, но и про энергию. А муж у Дини спокойный, уверенный. Такое и блюдо получилось - основательное и сытное.





женщины, Индонезия, педагогическое

Previous post Next post
Up