Сегодня у нас с Настей была битва за математику. Битве предшествовал statement, что математику Настя сделает в четверг, а в среду она хорошо проводила время, сотворяя из готовых деталей подставку для карандашей.
Естественно, в четверг Насте математику делать не хотелось. Поэтому она пошла по проверенному пути:
а) изображать идиотский интерес голосом рапортующего пионера-отличника "здеся нада написать тры плюс два равно пять", при этом писать очень медленно, вертеть с умным видом головой и радостно приговаривать "да-да, тры плюс два равно пять";
б) сидеть и тупить в книгу, сидеть и тупить, тупить и сидеть, ничего не писать, снова тупить, снова не писать;
в) демонстративно делать ошибки и с вызовом смотреть в мою сторону - этим была окончена первая часть заданий, которые в учебнике. 8-6 =4 и попробуйте что-то со мной сделать, партизаны не сдаются.
В углу Настя думала о вечном, я же передислоцировалась и как обычно разговаривала с собой. Учебник Гейдмана - не самый плохой вариант, я бы даже сказала, вполне себе хороший. Но он к двадцатой странице второй части успевает наскучить однообразностью заданий и иллюстраций. Почему-то автору не пришло в голову разбавить свой труд страничками для любознательных, контрольными для умников и особо хитрож...ыми заданиями для страдалиц типа Анастасии К.
Которые на пятой минуте ковыряния выключателя чистосердечно признаются, что математику делать совершенно не интересно, а поэтому абсолютно лень.
Тем не менее, математику делать надо было. Поэтому у меня родился хитрый план. Я сказала Анастасии К., что раз ей не интересно, делать ей не надо. Ну ее, математику эту, в пень. И учебник с тетрадкой мы выбросим, завтра учительнице скажем, что приняли стратегическое решение то, что неинтересное мы делать больше не будем. С этими словами я взяла учебник и тетрадь, вышла на балкон и "выбросила" их за борт.
Глаза малютки стали как те два блюдца.
Но я продолжила. Анастасия, сказала я, давай по-честному. Ты не будешь делать математику, а я тоже не буду делать неинтересное. А именно - я не буду варить суп, ходить в магазин и стирать. Договорились?
Блюдца стали еще шире в диаметре, ибо на суп Анастасии было плевать, на походы в магазин тоже. Но не стирать?! Да-да, добавила я. Чистую одежду я тоже заберу, т.к. ее как будто нет.
Прощаться с нарядами малютка была не готова. Поэтому я продолжила поучительно-мотивирующую беседу еще минут на двадцать, в результате чего был достигнут консенсус - Настя обязалась делать математику, а я три перечисленных выше пункта.
Естественно, первое, что сделала Настя - попыталась консенсус нарушить. Поэтому я пошла на кухню за кастрюлей, сказав, что супа у нас тоже нет, т.к. мне было неинтересно его варить.
После этого мы пререкались часа два, было сделано немного математики, потом еще немного, потом еще немного - прямо как в мультфильме про Винни-Пуха и Кролика. Потом мы поужинали, потом Настя попыталась еще раз нарушить консенсус, продолжать можно бесконечно..... Но пост не про это.
Пост про то, что я безуспешно ищу хорошие учебники. Все имеющиеся, даже если они и неплохие, обладают одним из перечисленных ниже недостатков:
Недостаток 1. Он самый главный. Им грешит, к примеру, учебник Окружающего мира Плешакова - система вроде присутствует, но звенья этой системы были выбраны случайно. Среди животных есть птицы, но нет рептилий. После воды идет электричество, потом снова вода в виде снега. На обложке рабочей тетради изображена бабочка с восемью ногами - видимо потому что учебник, по которому учился художник, был еще хуже.
Недостаток 2. Неумение автора разговаривать на детском языке. Это в большей степени проявляется в обучающих видеопрограммах. Две крайности неумения - либо это "здравствуй, дружок, посмотри, как прекрасен мир вокруг, уси-пуси киргуду", либо это словесный поток "под портвейн", когда автор пытается рассуждать о событии, привнося в него свои философские представления о мирообразовании или тренируясь в непризнанном литературном гении. Слушать и первое, и второе невозможно ни ребенку, ни взрослому.
Как вариант недостатка 2 - неумение автора разговаривать на современном детском языке. Можно порешать задачки про Незнайку и Кикимору, но дальше уже хочется чего-то другого. Динозавров, гоночных машин, кукол Барби и прочей современщины - даже если авторам (которым чаще всего за 40) она не нравится. Мир меняется, дети меняются, учебники должны меняться, пусть даже в таких мелочах.
Недостаток 3. Отсутствие структуры изучения темы. Почему я люблю учебники для англоговорящих. Там, например, сначала четко про растения, без философии и ненужных фактов. Потом задание не из серии "сбегай и сфотографируй клумбу с помощью взрослого", а на закрепление нового материала. И потом обязательно лабораторный опыт - для любознательных. И все это с иллюстрацией, которая будет приятна глазу ребенка, а не художника, который умудряется до кучи спроецировать в нее свое отношение к миру, не всегда положительное.
Недостаток 4. Художественное оформление. К сожалению, хорошие российские иллюстраторы художественной литературы не иллюстрируют учебники. А те иллюстраторы, которые иллюстрируют - иллюстрируют, иллюстрируют, да недоиллюстрируют, а как начинают доиллюстрировать, сразу заиллюстрируются. Короче, картинки ужас, да еще и перегруз ими - нет художников, которые умели бы рисовать нужные картинки к текстам учебников.
Недостаток 5. Ну сколько можно писать в прописях на букву "Х" (гусары, молчать) про "Хлеб - всему голова". Сколько можно мусолить сказку про вершки и корешки, кладезь крепостного крестьянского юмора. Сколько можно Толстого мучить. Сколько можно "Для лося нет преград. Он как ветер проносится сквозь зеленые заросли" - авторы текстов для букваря до сих пор не заморачиваются, где-то списали, где-то переписали, где-то самое неинтересное выбрали, чтобы не расслаблялись детки, мы ведь десять лет оттрубили и не вякали, так и вы давайте.
PS. Мерзавка сидит и проверяет меня на прочность тем, что периодически прекращает писать и косит глазом, ожидая реакции.
ИТОГО: будет заниматься математикой до сдвига мотива на цель.