Ритина история

Oct 30, 2009 15:06



На фотографии слева Рита, она живет в Дили, столице Восточного Тимора. Ее полное имя Rita Da Silva Nunes Da Cruz, поскольку ее отец - португалец. Восточный Тимор был португальской колонией, португальцы женились на местных, рождались дети и получали длинную отцовскую фамилию.

Рита говорит, что ей 27 лет, хотя по паспорту ей 32. По словам Риты, это ошибка. Паспорта есть не у всех восточных тиморцев, достаточно удостоверения избирателя. Паспорт нужен только, чтобы ездить за границу.

Рита учится в университете на экономическом факультете. Обучение длится три года, оно платное. Раньше ей помогали родители и еще одна добрая женщина. Женщина оплачивала учебу Риты на Бали, в Индонезии. Поэтому Рита и паспорт получила. Учиться в Индонезии несложно, Восточный Тимор до 2002 года входил в состав Индонезии, и все учили бахасу как государственный язык.

Родители Риты поженились, когда матери было 15, а отцу 35. Жили в Мальяне, в трех часах езды от Дили. Первый ребенок, Ритин брат, родился восемью годами позже. Рита - вторая. Всего в семье три брата и три сестры.

Мама Риты работала акушеркой, работать не прекращала. Отец служил сначала в португальской армии, потом в индонезийской. Оба умерли от какой-то болезни типа простуды в дождливый сезон.

Раньше Рита работала в Timor Gaz. Потом встретила австралийца Генри, владельца отеля отеля для бэкпекеров East Timor Backpackers и в 2002 году начала работать у него управляющей пять часов в день за 100 долларов в месяц. Хватало и на жизнь, и чтобы половину откладывать. Теперь она получает не только зарплату, но и 50% прибыли от бара. Налогов не платит. В подчинении у Риты два человека. Про работу Рита говорит, что она хорошая, но скучная, часто нечего делать. По окончанию учебы Рита хочет работать на правительство в области экономики или в Obrigado Barracks (ставка ООН в Дили) секретарем.

В прошлом году Рита купила дом у друга отца за 800 долларов, вернее часть длинного одноэтажного помещения, поделенного на квартиры. Там живет Ритина сестра с мужем и сыном, Ритина дочка и еще два подростка, студенты университета, которым негде жить. Рита платит за все и всех кормит. Раньше электричество было бесплатное, а сейчас 40 долларов в месяц.

«Я вышла замуж в 19 лет. Обычно выходят раньше, в 17. Муж был австралийцем, в австралийской армии. У босса сломался компьютер, и он сказал, что у него есть друг, который все может починить. Пришел друг, компьютер починил и спросил, как меня зовут. Я наврала, что меня зовут Нина, т.к. он мне не понравился. Тогда друг спросил мое имя у босса, а заодно и телефон, я номер телефона тоже не хотела давать. Начал звонить, но я не брала трубку. Потом приглашал в ресторан или клуб, но я только с ним по телефону разговаривала. Моей семье он не понравился, т.к. был в армии, а военные семье не нравились. Тогда он позвонил домой в Австралию, сказал, что у него в Восточном Тиморе девушка. Мне позвонила его мама и попросила поговорить с ее сыном. В 2003 он съездил в Австралию, привез кольцо, одежду и плакал. Я отвечала, что еще учусь. Я ему не верила. Он попросил, чтобы я с его мамой поговорила. Мама его сказала: пожалуйста, будь с моим сыном. Ему было 23 года. Очень высокий».

У Риты родились две дочки - пяти и трех лет. Хотя первая умерла в пять месяцев, все равно принято говорить, что детей двое.

Муж Риты начал гулять, ходить по ночным клубам и иметь секс с другими женщинами. Рита говорит, что она его ненавидит. Развелись они 3 года назад, когда второй дочке было 4 месяца. Муж вернулся в прошлом году, хотел дочь увидеть, но Рита не разрешила. Только в аэропорту разрешила повидаться. Рита говорит, что бывший муж платит алименты и просил, чтобы она вернулась. Но она не хочет. Хотя не против, чтобы он виделся с дочкой.

Рита уверена, что первый ребенок умер из-за черной магии. И что мужа увели по черной магии. Это очень просто, сказала она, достаточно что-то подсыпать в еду или питье. Ей тогда сказали: Рита, иди в церковь срочно, чтобы себя спасти. Рита считает, что ее муж, когда загулял, хотел и второго ребенка убить, и саму Риту заодно. Он принес лекарство какое-то, сказал, что оно полезно для дочки. Прятал его. Тогда Рита его выгнала. Сказала: уходи, забирай свои вещи и уходи. Еще сказала: ты думаешь, тиморки глупые, но нет, я все понимаю. Муж потом плакал, говорил, что это его вина. Но теперь у Риты другой бой-френд, русский, из ооновцев. Тоже высокий. Он уехал обратно в Россию, но пишет Рите письма. В комнате Риты на столике стоит его фотография.

В следующем году Рита планирует открыть маленький супермаркет. Не для себя, а на будущее, для своей дочки. Пока в магазине будет работать ее сестра, которая живет в Ритином доме. Сестре 23 года, она замужем, родила пятерых, два раза по близнецам, но они умерли, а сын последний выжил. Рита сказала, что дети часто умирают, поскольку течение беременности не контролируется. Она сама во время первой беременности курила и алкоголь пила. Но во время второй была очень осторожна, к врачу всегда ходила. Правда, детей Рита больше не хочет, она счастлива со своей дочкой.

Рита выращивает рис в Мальяне, там ее отец оставил три дома и землю. В последний раз Рита ездила туда в прошлом месяце. Ритин брат и его жена работают там и еще народ, Рита им платит. Продает рис на месте, тому, кому нужно. Наследство перешло ей, т.к. старший брат умер, и Рита теперь старшая. Старшие помогают другим братьям и сестрам.

В планах у Риты открыть маленький отель, где-нибудь в горах или на острове Атауро. Конкретных планов пока нет.

Замуж Рита планирует выйти. За хорошего человека. Не за тиморца.
Подошел к ней мужчина как-то и сказал - там хороший парень, очень скромный, не для тебя, для Бетти. У тебя ожидания воот такие высокие :)



В Индонезии, в деревне Kambira земли древнего народа Тораджей на острове Сулавеси, есть волшебное дерево Tara, в огромном стволе которого согласно традиционной религии Aluk Todolo раньше хоронили детей. Жители считают, что дерево Tara очень сильное и станет хорошей матерью для ребенка в ином мире. А белый сок, появляющийся, если сделать надрез на коре, будет ребенку пищей как молоко.

Это дерево не единственное. Хотя протестантская церковь запрещает подобного рода похороны, в семьях, до сих пор практикующих традиционную религию, традиция живет. Для Тораджей смерть ребенка - печальное событие. Хороня его в дереве, родители получают возможность исправить ситуацию, прожить долгую жизнь и родить еще много детей.


Восточный Тимор, женщины, Индонезия, религия

Previous post Next post
Up