Церемонии, Сумба

Jul 06, 2011 08:50



Церемония paluhu maranga предназначена для того, чтобы изгнать из деревни болезни. К алтарю приносят дары: хлопок, еду, курятину, бетель и выполненную из ниток имитацию символа женского плодородия мамули. Жрец традиционной религии просит высшие силы послать жителям деревни здоровье и удачу.

Церемония katoda paraingu касается движения невидимых сил. Она проводится дважды в год, когда ветра меняют направления и вихрем проносятся по деревне. Говорят, что именно с ветром приходят разного рода опасности и угрозы для людей и сельскохозяйственных культур. Здесь надо сделать отступление и сказать про два важных понятия «прохладный» и «горячий». Прохладный - хороший, безопасный для людей. За прохладу отвечает Луна, женская составляющая двуединого главного божества. Горячий - опасный, с ним ассоциируется Солнце или мужская составляющая. Цель церемонии - вернуть или укрепить «прохладу». К алтарю приносят обрезки металла от металлических предметов и признаются в ошибках и плохих поступках своих и других членов клана. После молитв приносят в жертву лошадь, чтобы она унесла далеко-далеко все эти ошибки и проступки, способные помешать нормальной жизни жителей деревни. Во время проведения церемонии также проводят генеральную уборку в домах и в деревне - главным образом очищая ее пространство от травы. Мусор выносят за пределы деревни, а к камню-алтарю, также расположенному за пределами деревни приносят пожертвования, чтобы он защитил от злых сил. Дополнительно изо всех сил бьют по стенам дома, чтобы выбить из них все вредоносное, что успело накопиться за полгода.

Церемония langa paraingu проводится раз в четыре года. В ней принимают участие не только живущие в деревне, но и духи предков, которых приглашают на это время вернуться. Этих духов изображают участники церемонии, которые надевают на голову украшения из листьев. Подношения обязательны, как реальные предметы, так и их символические изображения. Клану, ответственному за церемонию (спонсору), также подносят подарки: животных, металлические украшения, ткани. Главный дом клана украшают листьями и плодами различных деревьев. Пространство между домами, talora, заполняют люди в праздничных одеждах, они танцуют и поют - это также обязательный элемент церемонии, поскольку обозначает «жизнь». Перед домом спонсора устанавливают алтарь в виде вил (вилки), к нему подвешивают маленькие порции еды, за которые позже можно будет побороться.

Цель церемонии - способствовать тому, чтобы все души умерших покинули деревню и не смогли неожиданно вернуться и побеспокоить покой живущих. Толпа сопровождает участников с украшением из листьев на голове за пределы деревни, там эти листья выбрасывают и кладут рядом еду, чтобы путь душ умерших в загробный мир был удобнее. Здесь нужно уточнить, что душа умершего проходит на своем пути несколько этапов. Сначала она может поселиться под крышей традиционного дома, а позже, умерев во второй раз, она может попасть в сумбский рай. Это возможно при условии, что человек умер своей смертью. Если смерть насильственная или в результате несчастного случая, то ситуация с ним становится «жаркой» (см. выше), душу притягивает к себе Солнце и так и может она там сидеть, периодически возвращаясь и причиняя вред семье покойного (объяснение упрощенное).

Для того, чтобы ситуация стала опять «прохладной», необходимо провести церемонию pogo nauta. Церемония дорогостоящая, требует большого количества жертвоприношений, а также участие жреца традиционной религии. В ходе церемонии для души строят бамбуковую лестницу и просят ее подняться и занять свое место под крышей дома вместе с остальными душами. Если церемония проходит успешно, лестница начинает трястись, а иногда и стены дома ходуном ходят. Всем понятно, что душа успокоилась и поднялась наверх. Лестницу сразу ломают, а церемонию завершают ритуальным песнопением.


Индонезия, религия, традиционные деревни

Previous post Next post
Up