Также с сайта Monpasie Самая древняя стеклянная бусина - маленький кусочек прозрачного синего стекла - была найдена в южной Месопотамии и датируется 2340-2180 годами до н.э. Стеклянные украшения Месопотамии были очень дорогими и являлись признаками высокого статуса своего владельца. Начало производства стеклянных бусин в Египте датируется 2181-2160 годами до н.э., хотя настоящий всплеск спроса на них возник в 1400 гг. до н.э. Египтяне называли стекло «камень, который течет» и использовали его для имитации драгоценных камней, например, высоко ценимой ляпис-лазури и бирюзы. На вид эти бусины были матовыми, непрозрачными и весьма походили на свои образцы, причем, учитывая сложность производства, стоили они немногим дешевле натуральных камней. Принято считать, что именно египетские мастера первыми создали бусины под названием «египетский фаянс» - стеклянную массу, окрашенную в синий, зеленый или черный цвета, они наплавляли на кусочки кварца и покрывали глазурью. Эти бусины ценились очень высоко, и фараоны носили их в оправе из золота, считая своими амулетами.Позже в Египте появились методы, ставшие базовыми для производства бусин - выдувание и мозаичный способ, закаление и обжиг в печи.. Египетские стекольщики владели и тем, что сейчас называется техникой лэмпворк - наматыванием раскаленного стекла на основу, умели использовать маленькие стеклянные частички при инкрустировании бусин. Стоит отметить также, что именно в Египте впервые возникли гильдии стеклодувов.
Имеются свидетельства о том, что производство бусин было налажено в Средиземноморье, в частности, на территории Финикии. С 1200 года до нашей эры финикийские бусины производились как для собственных нужд, так и для меновой торговли. Характерная особенность финикийских украшений - уникальные бусины с изображением головы человека, - эти же бусины охотно покупали жившие по соседству этруски. Они использовали разноцветные стеклянные финикийские бусины в сочетании с золотыми бусинами неправильной формы собственного производства. Индия также сыграла немалую роль в истории производства стекла - известно, что там еще в 4 году до н.э. из стекла делали фальшивые драгоценные камни, а первое массовое производство стеклянных бусин располагалось на острове Цейлон. Принято считать, что именно в Индии впервые возник метод использования бусин с использованием золотой и серебряной фольги. При раскопках в портовом городе Арикамеду, бывшем центром производства и экспорта бусин, археологи обнаружили свидетельства того, что индийские мастера использовали технологии вытягивания и нарезания стекла. Китай был знаменит утерянной технологией изготовления стеклянных бусин с роговыми отростками , раскрашенными в виде глаз, так называемый «китайский глаз». Эти бусины производились в период с 4 до 1 века до н.э., современные бусины в этом стиле производятся по технологии лэмпворк.
В 100-400 гг. н.э. в эпоху расцвета Римской империи мастерские по производству стекла существовали по всей ее территории - современные Сирия, Египет, Италия, Франция, Англия. Однако, в самом Риме, предположительно, стекло не производили. В этот период совершенствовались уже существующие техники работы со стеклом и изобретались новые. Одним из наиболее значительных новшеств было изобретение в первом столетии нашей эры стеклодувной трубочки, которая позволила мастерам расширять бусину изнутри, уменьшая таким образом ее вес. Стекло выдувалось в желаемую форму, и именно эта техника стала доминирующей в работе со стеклом с тех пор.В 400 году до н.э. самым оживленным центром изготовления бусин и бисера была Александрия, где вновь изобрели технику «мозаичного стекла», основой которой было использование полых или цельных стеклянных трубочек разных цветов. Важным открытием стала двуокись марганца или, так называемое «мыло для стекла» , используя которое, римские мастера научились очищать стекло от цветных примесей.Бусины, изготовленные на территории Римской империи до 400 г. н. э., высоко ценились благодаря качеству обработки и богатой цветовой гамме. В частности, именно александрийским бусам пытались подражать венецианские стеклодувы.
С 600 г. н.э. центры художественного стеклоделия сосредоточились в Византии, где основное внимание уделялось производству цветного непрозрачного стекла, из которого делали посуду и смальты для настенных мозаик. Византийские мозаики знамениты особенной техникой укладки, характеризующейся выкладкой узора из небольших цветных кусочков непрозрачного стекла квадратной или прямоугольной формы. Но стеклянные бусины производили в том числе в качестве украшений и предметов торговли. В античный период центрами производства стекла, а следовательно, и бусин, наряду с Египтом и Римом стали мусульманские страны. Здесь применяли новые технические приемы, появились известные бусины "с глазком", "с изгибом", "с зубчиками" и "с перышком". Перьевой узор состоит из тонких линий клином уходящих вниз. Эти бусины были довольно сложны в производстве, поэтому они высоко ценились и использовались в качестве денежных бусин. После падения Дамаска в 1401 г. производство стекла в государствах исламского мира постепенно пришло в упадок, остались лишь небольшие, нерегулярно действующие центры по обработке стекла в Малой Азии.
Наиболее значительную роль в производстве бусин сыграла Венеция, мастера которой сумели взять на вооружение все технические приемы обработки стекла, созданные мастерами предшествующих поколений. Создание бусин превратилось в настоящее искусство, секреты которого тщательно охранялись от посторонних. В конце XIII века был издан указ о том, что все печи в других итальянских городах должны были быть разрушены, а стекольное производство перенесено на небольшой остров под названием Мурано. Основной причиной подобного решения власти объявили высокую вероятность пожаров в городе. Но реальная причина была в необходимости сохранения тайны производства стекла, и позже, в 1275 году Сенат запретил даже вывоз сырья и осколков необработанного стекла, чтобы никто не мог определить его состав. Во второй половине 15 века родились новые приемы изготовления бусин из полых стеклянных трубок, которые разрезались на мелкие кусочки и затем шлифовались, чтобы придать бусинам округлую форму. Венецианские мастера повторно изобрели процесс создания многоцветных стеклянных трубочек «миллефиори» и способа обработки стекла, получившего тогда название «над огнем» или «над лампой». При новом способе использовали цельную, а не полую, стеклянную трубку, и изготовлялся бисер над огнем лампы. Этот способ производства позволил получить разнообразные по цвету, форме и размерам бисерины. Вплоть до 17 века остров Мурано был единственным в Европе местом, где производили бисер и бусины. Венецианский бисер очень высоко ценился и приобрел мировую известность.
Долгое время никто не мог ставить конкуренцию венецианским стеклоделам. Во многих европейских странах предпринимались попытки основать производство стекла, но их изделия уступали качеству венецианских. Только в 18 веке многочисленные попытки мастеров Тюрингии разгадать тайны венецианцев привели к изобретению легких дутых стеклянных бус - предшественников современных елочных украшений. А затем в Чехии талантливые богемские мастера освоили производство высококачественного бисера. Более того, они научились гранить его и покрывать эмалями. Так наступил период популярности особого чешского стекла. На сегодняшний день Чехия, наряду с Австрией и Швейцарией, занимающимися производством кристаллов с примесью свинца, имеющих разнообразные покрытия и эффекты, продолжает быть лидером европейского рынка стеклянных бусин. Наряду со стеклянными кристаллами, современные технологии производства бусин включают в себя изготовления дихроичного и фумигованного стекла, а также стекла в технике фьюзинг.