навеяно сайтами детских садов

May 21, 2015 15:55

Волею судеб сейчас приходится вести работу в фирме мужа с детскими садами и школами.
Перелопачиваю множество сайтов детских садов и вижу множество фотографий детей из этих самых детских садов, невольно или из любопытства иногда читаю то, что рекомендуют родителям. В результате хочется поделиться...

Среди фотографий можно выделить несколько видов (их не так много):

- дети одни или дети с воспитателями выстроены ровными рядами, в лучшем случае напряженно улыбаются, в худшем угрюмо стоят перед камерой (причём и дети и воспитатели),

- дети на празднике (этих фото большинство), выступающие обычно сосредоточены на выполняемой "работе", остальные скучают на стульчиках, ждут своей очереди,
изредка попадаются фото, где дети внимательно смотрят на то, что им показывают (обычно какие-то мероприятия типа патриотического воспитания или спектакля и т.п., когда что-то неожиданное показывают/рассказывают, привлекают к участию в чём-то, чему их заранее, судя по всему, не учили),

- дети на занятиях, напряжённо делают что-то одинаковое, причём вокруг обычно такая удивительная чистота и аккуратность... даже у взрослой меня такого не бывает, когда я что-то делаю...

- "развивающая" среда групп - в группах обычно ужасно яркие и пёстрые мебель, игрушки, плакаты (всё время думаю, как в такой обстановке можно сосредоточиться или наоборот расслабиться...), встречаются группы с обычной "деревянной" мебелью, но "хвастануть" на фото стремятся именно пестротой,
игровые зоны обычно достаточно небольшие, но на эти пространства обычно пытаются впихнуть как можно больше всего "развивающего",
саму игру видно очень редко, в основном выставляют постановочные фото (типа, наряженные дети играют в доктора, милиционера, клоуна, компанией листают книжки и т.п.),
на улице обычно лица детей, как мне кажется, становятся чуть более спокойными,

- и последнее веяние моды что ли - фото показывающие особую крутость детского сада - спортивные залы с детскими тренажёрами, на которых "занимаются" дети (мне всегда хочется сказать: выпустите вы их с этих тренажеров, дайте им побегать, полазать, поорать, не нужны им эти велотренажеры и беговые дорожки, они ещё не на столько ожирели, обленились и стали скованными как взрослые, чтоб самим себя не развивать физически, если их не останавливать).

Наверное, фото не отражают всего, и я могу ошибаться, но когда я смотрю на них, то как будто проникаю в какую-то атмосферу напряжения и какой-то искусственности, ограниченности...

Ещё на сайтах садов часто встречаются рекомендации для родителей для облегчения адаптации.
Да, среди них встречаются здравые мысли и полезные советы, не уверена (вернее уверена в обратном), что всем советам и рекомендациями следуют в самих садах, но на сайтах они есть :)
Но есть и такие, в общем-то, наверное, правильные рекомендации, и они действительно помогут всем видеть более спокойного ребёнка перед собой, но что они в дальнейшем потянут за собой (особенно с учётом, что адаптация в обычные бюджетные сады "проводится" в течении 1-4 недель и практически сразу без присутствия мамы), ещё большой вопрос.

Большинство этих рекомендаций сводится к тому, что садик и воспитателями должны стать главными авторитетами, даже перекрывающими собой семью (не цитирую, по памяти обобщаю):
- (хотя бы в период адаптации) семья должна подстроиться под темп сада, его дела и правила, принципы,

- не говорить ребёнку, что вам жаль расставаться с ним и оставлять в детском саду.
- не критиковать воспитателя и его действия,
- рассказывать как в детском саду хорошо, весело и интересно, сколько там всего есть хорошего, чего нет дома,

И что он должен думать, что мама рада и счастлива от него избавиться, оставив в саду? Что мама будет поддерживать воспитателя и его методы, даже если он не прав? Что сад, коллектив и система диктуют правила его семье? Ну и вообще, что там дом, какая может быть ценность, вот садик - это да! :)
Нет, конечно, нормальная мама не будет прямо говорить - семья ничто, а сад и воспитатель твоё всё, но это ведь идёт как логический вывод из всего вышесказанного.
Конечно, ребёнок в первую очередь всё равно впитывает принципы семьи и повторяет их пока он маленький, но в один прекрасный момент он просто не увидит смысла в сохранении своей семьи при возникших сложностях.

- не показывать ребёнку совою тревогу (Это вообще возможно? Как представляют это себе психологи детских садов? Ребёнок ведь и за маской улыбки всё чувствует. Цель - научить ребёнка так же скрывать свои чувства?)

- научить ребёнка самообслуживанию: одеваться, садиться на горшок, кушать самостоятельно и обязательно с хлебом (!) (зачем это? я и сама кроме супа редко что с хлебом ем...)

и т.д. и т.п.

Обычно в конце даются сроки разной сложности степени адаптации детей к саду и в конце вывод:
- если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту.
Ага, если у вас ребёнок не хочет быть с чужими людьми, не доверяет им и хочет быть в семье, сделайте вывод, что с ребёнком что-то не в порядке, надо его срочно лечить. А то, что в этой системой что-то не в порядке, ни у кого почему-то и мысли не возникает... А вообще, какие ж нервы должны быть у родителей, чтоб столько над ребёнком экспериментировать....

Нет, я конечно понимаю, что если без сада реально не обойтись, то не стоит ребёнку мотать нервы и накручивать на то, что какой он несчастный, что не может остаться дома с семьёй, а стоит облегчить ему нахождение в саду, но и ценность семьи не должна перекрываться, мне кажется. Как это сделать? Наверное, можно найти способ, чтоб минимизировать незримые негативные выводы, но это будет сложнее для воспитателей и родителей, а всем так хочется, чтоб всё по-быстренькому.

Как же всё-таки хорошо, что я могу оставить своих детей дома, а не вбивать им в голову мысли, обесценивающее пусть далеко не идеальную, но всё-таки родную семью...

размышления, о том о сём

Previous post Next post
Up