Переполох в Рио-Гранде

Aug 18, 2023 02:31





Истребители-штурмовики «Супер Этандар» на авиабазе Альмиранте Кихада (Рио-Гранде)

Как обещал, в продолжение публикации об использовании аргентинцами грузопассажирских самолетов «Электра» в качестве морских разведчиков.

Совершенный 7 мая 1982 года лайнером с бортовым номером 5-T-1 под командованием капитана 3 ранга М.Р. Боведы разведывательный вылет оказался неожиданно результативным: в середине дня в точке с координатами 55º31′ ю.ш. и 61º06′ з.д., примерно в 105 морских милях OSO о. Эстадос, было обнаружено «пять кораблей с узким корпусом светло-серого цвета», шедших строем клина курсом вест…



Собственного говоря, те, кто прочел соответствующую главу в книге «Время кораблей», уже знают, какой переполох это вызвало на авиабазе Альмиранте Кихада; тут все тоже самое, но с иллюстрациями. Для тех, кто ждет бумажную версию книги либо довольствуется сведениями из интернета, дело обстояло так. Доразведка и окончательная классификация контакта была поручена экипажу базового патрульного самолета SP-2H «Нептун» № 2-P-111, стартовавшему из Рио-Гранде в 16:41, а на самой авиабазе объявлена боевая тревога.



Маршрут разведывательного вылета самолета L-188PF «Электра» № 5-T-1 , совершенного 7 мая 1982 года

Донесение об обнаружении пяти кораблей, предположительно, неприятеля, движущихся по направлению к о. Огненная Земля, упало на благодатную почву: после успешной ракетной атаки «Супер Этандаров» по «Шеффилду» там ждали британского ответа - диверсионного рейда или обстрела с моря пункта их базирования. Поэтому сообщение о приближении кораблей противника не вызвало ни удивления, ни сомнений. Те, от кого зависело принятие решений, сразу сосредоточились на том, чтобы встретить врага во всеоружии. Личный состав авиабазы и частей морской пехоты был приведен в полную боевую готовность, самолеты приказано рассредоточить по всему летному полю, всем «лишним» - покинуть аэродром, а эскадрилье «Супер Этандаров» - приготовить две машины к боевому вылету. Под оглушительный вой сирены аргентинские солдаты хватали винтовки, надевали каски и спешили занять оборонительные позиции и огневые точки, авиатехники бежали к самолетам.



Самолет L-188PF «Электра» № 5-T-1 авиации ВМФ Аргентины в полете

В это время посланный на поиск противника самолет «Нептун» тщетно пытался обнаружить своей аппаратурой радиотехнической разведки хоть что-то похожее на излучения британских корабельных радаров. В помощь ему с якорной стоянки Пуэрто-Парри (о. Эстадос) вышли быстроходные патрульные катера «Индомито» и «Интрепида». По приказу командующего Южным военно-морским округом они провели поиск с использованием средств РТР в юго-восточном направлении от м. Сан-Хуан, и тоже безрезультатно. Тем не менее флотская разведка считала, что обнаруженные суда - военные, ибо гражданские «в этих широтах имеют ярко-красную полярную окраску и уж точно не ходят строем». Также они не были чилийскими - следовательно, являлись британскими. Военно-воздушные силы, со своей стороны, выслали на разведку самолет LR-35A из состава эскадрильи «Феникс». Чуть позже он добавил масла в огонь, сообщив, что «Нептун» сбит зенитной ракетой. Четыре минуты спустя он поправился, что это донесение было ошибочным. Можно, однако, себе представить возникший накал эмоций на КП морской авиации в Рио-Гранде.



Аргентинские самолеты на авиабазе Альмиранте Кихада (Рио-Гранде)

За тысячу миль к северу в штабе FT 80* на авиабазе Команданте Эспора царило тревожное возбуждение. Вошедший в азарт контр-адмирал Карлос Гарсия Боль, похоже, позабыл, что главная цель аргентинской морской авиации - британский авианосец, ракет «Экзосет» осталось только три и их не следует расходовать на другие корабли, экипажи «Супер Этандаров» слабо подготовлены к ночным действиям, а отработанная ими тактика рассчитана на светлое время суток.

Отсутствие сколько-нибудь определенных данных о противнике также, по-видимому, мало смущало контр-адмирала. 2-я истребительно-штурмовая авиаэскадрилья получила приказ выслать для нанесения ракетного удара два самолета, как только они будут готовы к вылету. Невозможность парной слаженности в ночной атаке и полная неопределенность с целеуказанием возмещались простым командирским решением: ракетоносцам приказано действовать поодиночке методом «свободной охоты», самостоятельно осуществляя поиск цели.

В сгущавшейся темноте летчики заняли места в кабинах самолетов, а техники суетились вокруг, завершая предполетную подготовку. Выполнение боевого задания было поручено капитанам 3 ранга Роберто Аготегараю и Роберто Куриловичу, лучше других подготовленным к ночным полетам. Метеоусловия и без того не вселяли оптимизма - туман и низкая облачность. По прогнозу, в ближайшее время погода могла стать совсем нелетной. Пилоты получили приказ в случае невозможности при возвращении совершить посадку бросать самолеты и катапультироваться.

Командование оперативной группы ВВС «Юг» также не бездействовало. Три истребителя-бомбардировщика «Даггер» из состава базировавшейся в Рио-Гранде эскадрильи «Авутардас Сальвахес» нашли временное убежище, перелетев в Комодоро-Ривадавию. В Рио-Гальегосе, ближайшей к Огненной Земле авиабазе на материковой части Аргентины, воинский гарнизон и аэродромные службы были подняты по тревоге, четыре истребителя «Мираж» III дежурили на взлетной полосе в пятиминутной готовности. По поступившей от командования морской авиации заявке самолет-заправщик KC-130H № ТС-70 в 19:00 вылетел из Рио-Гальегоса к точке рандеву юго-восточнее м. Вирхенес, чтобы при необходимости дозаправить «Супер Этандары», однако в суматохе на командный пункт в Рио-Гранде об этом сообщить позабыли.



Аргентинские самолеты на авиабазе Альмиранте Кихада (Рио-Гранде)

Командир 2-й мишаэ капитан 3 ранга Хорхе Коломбо был категорически против осуществления столь сумбурной атаки, но полученный приказ требовал безотлагательных действий. Капитан 1 ранга Эктор Мартини, старший из офицеров морской авиации в Рио-Гранде, также ничем не мог помочь. Тем не менее Коломбо не собирался сдаваться, и спор с начальством под конец достиг стадии неповиновения. Он позвонил в штаб FT 80 и заявил, что не допустит этого вылета, а если там будут настаивать, требует снять его с должности командира эскадрильи, затем отправился на летное поле, чтобы выгнать пилотов из кабин самолетов. «Убирайтесь вон!» - кричал он, яростно стуча кулаками о борт «Супер Этандара».

На помощь пришла погода. Взлетно-посадочная полоса начала покрываться плотным туманом. Это означало невозможность полетов на ближайшие несколько часов. «Как только я выбрался из самолета со шлемом и полетными картами в руках, - вспоминает Роберто Аготегарай, - техник сказал мне, что сейчас станут буксировать самолет. На аэродроме почти никого не было. Я увидел нескольких людей и пошел вместе с ними. Вдруг в сюрреалистической сцене появился Коломбо в набитой людьми автомашине и сообщил, что в ней еще есть место для меня. Я впихнулся в салон поверх Коломбо, т.к. на самом деле мест не было, и мы направились к штабу 5-го батальона морской пехоты, где и заночевали».

Наземному персоналу авиабазы в эту ночь спать не пришлось. Главной заботой было сберечь авиатехнику и прежде всего «Супер Этандары». Их прямо с подвешенными «Экзосетами» отбуксировали в город, подальше от аэродрома, который в любой момент мог подвергнуться нападению противника. Два самолета ночевали в центре Рио-Гранде, а два других - на подъездной дороге, охраняемые морскими пехотинцами.

Новый день принес благие вести: вызвавшие переполох суда не были вражескими, они принадлежали промысловому флоту Минрыбхоза СССР. Тревога оказалась ложной. Эти события могли бы быть отнесены к категории курьезных случаев, если не задумываться о возможных результатах и последствиях едва не состоявшегося ночного боевого вылета и ракетного удара.



БМРТ «Белокаменск» проекта 394АМ

И в заключение здесь, очевидно, следовало бы назвать поименно все «засветившиеся» в описанных событиях рыболовные траулеры. Но с этим, увы, незадача. В отечественной литературе никаких удобоваримых сведений найти не удалось. Те специалисты по гражданскому и промысловому флотам, кому я задавал вопрос, также помочь не смогли. Итого, из состава действовавшей в то время в проливе Дрейка советской рыболовной флотилии достоверно известны названия только двух траулеров, «Белокаменск» и «Жуковский», но они в тот момент участвовали в поисках спасшихся с крейсера «Генерал Бельграно», т.е. находились много восточнее. Аргентинский историк Мариано Сиарони называет еще название: «Железногорск». Тут же надо признать, что советские БМРТ по своим очертаниям чем-то напоминают военные корабли, особенно при обозрении с очень дальнего расстояния. Неудивительно, что аргентинцы посчитали их таковыми. Впрочем, это запросто могли оказаться и польские суда, также широко осуществлявшие рыболовный промысел в Южной Атлантике.

Примечание
* 80-е оперативное соединение (FT 80) объединяло силы авиации ВМФ Аргентины, участвовавшие в Англо-аргентинском военном конфликте. Командующим FT 80 являлся контр-адмирал К.А. Гарсия Боль. Штаб FT 80 располагался на авиабазе Команданте Эспора (Баия-Бланка).

военная история, самолеты, Великобритания, авиация, 1982, война на море, Англо-аргентинский конфликт, Фолклендская война, "Супер Этандар", ПКР "Экзосет", Аргентина

Previous post Next post
Up