Аргентинская подводная лодка «Сан Луис» в ходе военного конфликта за Фолклендские (Мальвинские) острова совершила один боевой поход, длившийся с 12 апреля по 19 мая 1982 г. Наиболее известным боевым эпизодом с ее участием является состоявшаяся 1 мая торпедная атака на британские фрегаты «Бриллиант» и «Ярмут» с последующим многочасовым уклонением от преследования британскими силами ПЛО.
В Фолклендский конфликт Аргентина вступила, числя в составе флота четыре субмарины, из которых одна, «Санта Фе» типа «Балао»/ GUPPY II, к моменту начала вооруженного противоборства в водах архипелага уже закончила свой боевой путь на Южной Георгии, а однотипная ей «Сантьяго дель Эстеро» состояла в резерве и по своему техническому состоянию могла использоваться только в качестве «самодвижущегося макета».
Гордостью и надеждой аргентинского флота являлись подлодки «Сальта» и «Сан Луис» западногерманского проекта 209. Этот тип лодки был разработан конструкторским бюро IKL из Любека по заданию Министерства обороны ФРГ. Он вобрал в себя лучшие традиции немецкого подводного кораблестроения, сочетая многообещающие тактические свойства с высокой технологичностью, а также привлекательной ценой. Проект был чисто экспортным, поскольку Бундесмарине в то время запрещалось иметь подлодки водоизмещением более 1000 т. Аргентина стала первым из числа государств Южной Америки заказчиком. Строительство двух лодок, «Сальта» и «Сан Луис», принадлежавших к типу 209/1200, осуществлялось в 1970-1974 годах в два этапа: изготовление секций на судоверфи «Ховальдсверке-Дойче Верфт» в Киле и затем их сборка на государственной верфи «Танданор» в Буэнос-Айресе.
Из двух аргентинских субмарин 209-го проекта в боеготовом состоянии к началу вооруженного конфликта находилась только одна - «Сан Луис». Участию в военных действиях ПЛ «Сальта» препятствовала возникшая на ней недопустимо высокая шумность ходовых механизмов. До 20 мая 1982 г. эта лодка находилась на ремонте в Пуэрто-Бельграно, в ходе которого издаваемые ею громкие шумы так и остались непобежденными.
Подводная лодка «Сан Луис» была спущена на воду 3 апреля 1973 г. и сдана флоту 24 мая 1974 г. Она имела водоизмещение 1185 т в надводном и 1285 т в подводном положении, длину 55,9 м, ширину 6,2 м, осадку 5,5 м. Конструкция была однокорпусной, прочный корпус из маломагнитной стали - цилиндрическим в средней части и коническим в оконечностях. Внутри он разделялся всего на три отсека. Это означало неминуемую гибель при затоплении любого из них, однако ставка делалась на то, что лодка первой поразит противника, используя свою исключительную для того времени малошумность, продвинутое радиоэлектронное и торпедное вооружение.
Энергетическая установка одновальная, работавшая схеме с полным электродвижением, включала гребной электродвигатель «Сименс» мощностью 5000 л.с., четыре дизель-генератора MTU общей мощностью 2400 л.с. и аккумуляторную батарею, состоявшую из 480 свинцово-кислотных элементов, размещенных в двух аккумуляторных ямах. Электродвигатель соединялся с гребным валом эластичной муфтой. Для снижения шумности все механизмы ЭУ были установлены на демпфирующие опоры и фундаменты. Ее работа обеспечивала лодке максимальную скорость хода 21 уз в подводном положении и 11 уз в надводном. Глубина погружения ограничивалась 250 м. Дальность плавания в подводном положении экономическим ходом 4 уз составляла 400 морских миль, в режиме РДП на скорости 8 уз - 8200 морских миль, максимальная автономность плавания - 50 суток. По штатному расписанию экипаж лодки состоял из 36 человек, в том числе 8 офицеров.
Субмарина была оснащена современным радиоэлектронным вооружением, включавшим РЛС обнаружения надводных целей «Калипсо II», активную ГАС AN-407 A9, пассивную ГАС AN-525 A6, пассивную ГАС целеуказания DUUX-2 и комплекс аппаратуры РЭР. Управление торпедной стрельбой осуществлялось с помощью автоматизированной системы УТС M8/24. Торпедное вооружение состояло из восьми носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм с боезапасом от 14 до 24 торпед (в зависимости от типа). Использовалось два типа торпед: противокорабельные SST-4 и противолодочные Mk.37 mod.3. Американские самонаводящиеся электроторпеды Mk.37 являлись устаревшими и тихоходными, но имели такое ценное качество, как сравнительно небольшие массогабариты, позволявшие принять на борт лодки больший боезапас. Западногерманские электроторпеды SST-4 с управлением по проводам и активно-пассивным акустическим самонаведением на завершающем участке пути олицетворяли собой последние достижения военно-технической мысли. Немало впечатляла и французская пассивная гидроакустическая станция-дальномер DUUX-2, позволявшая определять элементы движения цели без поднятия перископа, задействования гидролокатора и специального маневрирования.
Подводная лодка «Сан Луис» на ВМБ Пуэрто-Бельграно
Вечером 11 апреля 1982 г. подводная лодка «Сан Луис» под командованием капитана 2 ранга Фернандо Марии Аскуэты, приняв на борт десять торпед SST-4, восемь торпед Mk.37 и полные запасы для длительного автономного плавания, вышла из Мар-дель-Платы и на следующий день, после проведения испытаний систем и механизмов корабля, отправилась в боевой поход. До 27 апреля она пребывала на позиции «Энрикета» в трехстах морских милях севернее Фолклендских островов, а 27 апреля получила приказ перейти на позицию «Мария», прилежащую к северному и северо-восточному побережью о. Восточный Фолкленд, с боевой задачей действовать против британских морских сил. На переходе к островам субмарина незамеченной разошлась встречными курсами с искавшей ее британской АПЛ «Спартан», и с 29 апреля приступила к боевому патрулированию в назначенном районе. Установленные с 30-го числа правила применения оружия позволяли ей атаковать любой встретившийся британский корабль. Поиск противника подлодка вела на малошумной скорости с использованием гидроакустических и радиотехнических средств поиска и обнаружения в пассивном режиме.
Действия ПЛ «Сан Луис» 27-29.04.1982
Выполнение боевой задачи осложнялось рядом обстоятельств. В составе экипажа «Сан Луиса» преобладали новоприбывшие, большинство моряков недавно вернулись из летних отпусков, тогда как многие опытные подводники незадолго до начала военного конфликта были направлены в ФРГ для приемки строящихся там для Аргентины новых ДЭПЛ типа TR-1700. С начала 1982 года лодка всего один раз, в марте, выходила в море, а ее командир вступил в должность в конце декабря 1981 года и едва успел освоиться в этом качестве. Техническое состояние корабля характеризовалось наличием неисправностей разной степени тяжести. Действовало только три из четырех дизельных двигателей MTU (один полностью вышел из строя из-за трещины в блоке цилиндров еще в 1974 году, и для его восстановления требовался капитальный ремонт), при этом они сильно грелись из-за обрастания кингстонных решеток проточной системы охлаждения. Клапан шноркеля пропускал воду, трюмные насосы имели низкую производительность и чрезмерную шумность. Но самой, пожалуй, критической поломкой, случившейся 19 апреля, уже в плавании, стал выход из строя ЭВМ системы управления торпедной стрельбой. В результате лодка лишилась возможности стрелять трехторпедными залпами, а все исходные данные для стрельбы теперь нужно было рассчитывать и вводить в систему вручную. Имелись проблемы и с надежностью самих торпед SST-4. Тем не менее моральный дух экипажа был высок, подводники стремились как можно лучше выполнить свой боевой долг.
Подводная лодка «Сан Луис» в море
Вооруженный конфликт за острова перешел в активную фазу 1 мая 1982 г., когда британская авианосная ударная группа (TG 317.8) под командованием контр-адмирала Дж.Ф. Вудворда вошла в пределы объявленной Великобританией 200-мильной общей запретной зоны, а британская авиация нанесла удары по аргентинским аэродромам на о. Восточный Фолкленд. Британцы в результате перехвата и дешифровки радиопереговоров противника знали, что в фолклендских водах действует аргентинская ПЛ «Сан Луис», и подводная угроза поначалу расценивалась ими даже как более существенная, чем воздушная. Вудворд накануне записал в своем дневнике: «Больше всего меня беспокоит их ужасная маленькая субмарина». Корабли охранения и палубные противолодочные вертолеты TG 317.8 с раннего утра искали ее со всем рвением. Это повлекло множество ложных гидроакустических контактов, чему также способствовали сложные гидрологические условия и обилие морской фауны. Первый такой доклад поступил в 05:21 от эсминца «Шеффилд». Хотя он был быстро реклассифицирован в NONSUB (nonsubmarine - не ПЛ), в дальнейшем тревожные сообщения стали сыпаться каждые полчаса. Незадолго до семи часов утра фрегат «Бриллиант» установил гидроакустический контакт, классифицированный как POSSUB (possible submarine - возможно, ПЛ). Однако командир корабля кэптен Дж.Ф. Кауард был стопроцентно уверен, что имеет дело с аргентинской подлодкой. Фрегат покинул свое место в боевом ордере, чтобы вести преследование, и затем, в 07:03 и 07:09, произвел пуск двух торпед Mk.46. Обе взорвались вскоре после вхождения в воду. Появившиеся на водной поверхности пятна китового жира показали, что их жертвами стали морские животные.
Фрегат УРО «Бриллиант»
В 08:20 фрегаты «Бриллиант» (кпт. Дж.Ф. Кауард) и «Ярмут» (кдр Э.С. Мортон) были направлены для проведения противолодочного поиска в районе мыса Макбрайд-Хед, у северо-восточного побережья архипелага. Их противолодочные средства поиска и поражения включали ГАС Тип 2016 и 162М, 2x3 ТА 234 мм - у фрегата «Бриллиант» и ГАС Тип 177 и 162, 1x3 БМБ «Лимбо» Mk.10 с ГАС УО Тип 170 - у фрегата «Ярмут». Кроме того, имелось три вертолета: два «Линкса» HAS.2 на «Бриллианте» и «Уосп» HAS.1 на «Ярмуте». Однако они не обладали достаточными средствами обнаружения ПЛ: на «Линксах» - только магнитометры, а «Уосп» таковыми не располагал вовсе. Поэтому для выполнения поставленной задачи фрегаты были усилены тремя «Си Кингами» HAS.5 под командованием лейтенант-коммандера Э.Дж.М. Хогга из состава 826-й эскадрильи с авианосца «Гермес». Общее руководство противолодочным поиском осуществлял кэптен Дж.Ф. Кауард. Отделившись от авианосной группы, два корабля направились на запад.
Как вспоминает контр-адмирал Алехандро Маэльи, в то время старший лейтенант, начальник радиотехнической службы на «Сан Луисе», в 07:55 1 мая он уже предвкушал, как после вахты отправится спать, когда последовал «леденящий душу» доклад акустика: «Сеньор, я имею гидроакустический контакт». Случается, киты или криль производят «биологический шум» и могут сбить с толку самых опытных акустиков. Но источник шума приближался с востока, становясь все более четко слышным. Следовало доложить командиру. Поднятый с койки Аскуэта распорядился: «Разбудите всех, одного за другим, и расставьте на боевые посты». Объявлять, как положено, боевую тревогу он не стал, чтобы прилив адреналина у подчиненных не лишил их четкости действий.
Старший лейтенант Алехандро Маэльи (слева) и капитан 2 ранга Фернандо Аскуэта
К половине девятого все члены экипажа заняли места согласно боевому расписанию. Контакт по пеленгу 79° был определен как вертолет. Чуть позже на том же пеленге было уловлено излучение низкочастотного сонара. Напряжение нарастало. В 09:40 поступил доклад акустика о новом контакте по пеленгу 60°, классифицированном как фрегаты Тип 21 или 22, приближавшиеся со скоростью 18 узлов. Аскуэта принял решение атаковать их. Перископ был поднят на короткое время, но оказался бесполезен из-за стелющегося над морем тумана. В дальнейшем лодка действовала исключительно по данным гидроакустических средств в режиме шумопеленгования, идя на глубине 30 метров курсом SO.
В 10:15 по противнику была выпущена торпеда SST-4 с дистанции 9500 ярдов (47 кбт) курсом 4°. Из торпедного аппарата она вышла штатно, устремившись к цели. Две минуты спустя на пульте высветилось сообщение «Обрыв кабеля».
Аргентинский историк Мариано Сиарони объясняет это следующим образом: «Послевоенные исследования показали, что торпеда должна выходить из торпедной трубы с установленной глубиной хода, равной или большей глубины киля подводной лодки. Если торпеда выпускается, будучи запрограммированной на меньшую глубину, то лодка с большой вероятностью подминает кабель, что приводит к его обрыву. Однако в случае запуска торпед в нештатном ручном режиме, как это было сделано на «Сан Луисе», торпеда пойдет на глубине 12 футов (3,6 метра), иначе запрограммирована она быть не может. Поэтому каждый раз при стрельбе в этом режиме торпеда работала несколько минут, затем подводная лодка перерезала кабель. Никто в аргентинском флоте не знал этого жизненно важного фрагмента информации. Кроме того, сами торпеды были не совсем в идеальном состоянии».
Еще некоторое время оставалась слабая надежда, что торпеда захватит цель с помощью акустической системы самонаведения, но взрыва услышано не было. Сама же лодка в 10:20 предприняла маневр отрыва в направлении SW.
Капитан 2 ранга Аскуэта в тот момент, наверное, сильно удивился, если бы узнал, что атакованные им британские корабли были намного дальше, в двух с лишним часах хода от точки, определенной акустиками «Сан Луиса». Впрочем, он и после войны отказывался в это верить. Слишком уж четким был контакт. В гидроакустике иногда случаются такие казусы, связанные с образованием подводного звукового канала - слоя воды, в котором звук вследствие рефракции распространяется значительно дальше, чем обычно. А на лодке, очевидно, должным образом не исследовали и не учли особенностей гидрологии на занимаемой боевой позиции.
А что противник? Фактически фрегаты «Бриллиант» и «Ярмут» достигли назначенного района поиска только около полудня. К 12:45, когда первый из вертолетов «Си Кинг» прибыл на место, туман в значительной мере развеялся, что упрощало зависание над водной поверхностью для погружения ГАС. Включившись в поиск, «Си Кинги» работали в воздухе непрерывно, каждый с задействованием попеременно двух экипажей. Поскольку посадка столь массивных машин на вертолетную площадку фрегата была невозможна, смена экипажей проводилась в режиме зависания с помощью лебедки, а дозаправка топливом - посредством системы HIFR (Helicopter In-Flight Refuelling). Вертолет № XZ577 в этот день совершил рекордный по длительности боевой вылет, непрерывно пробыв в воздухе 10 часов 20 минут.
Первый и единственный реальный боевой контакт между британскими силами ПЛО и аргентинской субмариной состоялся около 13:00, когда подлодка была обнаружена одним из «Си Кингов». «Торпеда по корме!» - доклад акустика взорвал тишину центрального поста «Сан Луиса». Субмарина немедленно выполнила маневр уклонения с уходом на глубину и одновременной постановкой газовой завесы - отстрелом патронов, генерирующих облако газовых пузырьков и прозванных аргентинскими подводниками «Алкозельцером». Торпеда пересекла курс лодки за ее кормой и ушла в сторону.
Продолжения не последовало. Британские вертолетчики, очевидно, полагая, что лодка маневрирует для выхода в торпедную атаку на фрегаты, искали не в той стороне, а аргентинцы, наоборот, отчаянно стремились разорвать контакт. После серии резких маневров со сменой курса и глубины «Сан Луис» продолжил отход на SW, к фолклендскому побережью, сопровождаемый эхом взрывов глубинных бомб, не слишком близких, но свидетельствовавших о серьезности намерений противника. Поскольку подводный рельеф в данном районе с глубинами, не превышающими 135 метров и уменьшающимися ближе к берегу до 50-80 метров, ограничивал возможности маневрирования и скрытности, Аскуэта в дальнейшем справедливо рассудил, что лучший способ спастись от преследователей - затаиться на дне, что и было сделано в 16:25 на глубине 60 метров примерно в пяти морских милях от мыса Макбрайд-Хед. Вообще-то, покладка на крупнокаменистый грунт не приветствуется инструкциями, поскольку чревата повреждениями гидроакустических станций, гребного винта и рулей, но все обошлось, хотя из-за нарушения дифферентовки лодка несколько раз ударилась носовой частью о скалистое дно. Британцы продолжали методично бомбить где-то в отдалении. Район их поиска сместился западнее. Противолодочники настойчиво пытались обнаружить субмарину с помощью всех имеющиеся средств: корабельных ГАС с подкильной антенной, вертолетных опускаемых ГАС и буксируемых магнитометров.
Фрегат УРО «Ярмут»
«Хотя поиск осложнялся очень неровным характером морского дна, - пишет британский военно-морской историк Дэвид Браун, - “Бриллиант” и “Ярмут” оба получили многообещающие контакты…» В 15:11 фрегат «Ярмут» вступил в боевое соприкосновение с подводной целью, обнаруженной «Си Кингом», местоположение которой было установлено с помощью магнитометра. Он произвел четыре залпа из БМБ «Лимбо», последний в 15:47, а сам вертолет применил по ней противолодочную торпеду. В 16:15 был замечен перископ. Вертолеты сбросили глубинные бомбы в месте его обнаружения. В пять часов вечера подверглась атаке еще одна ложная, но в тот момент казавшаяся очень достоверной цель, по которой «Бриллиант», уже имевший на своем счету двух безвинно убитых китов, выпустил одну за другой две торпеды, а «Ярмут» снова задействовал бомбомет. Ближе к концу суток «Ярмут» преследовал и в 23:35 обстрелял из бомбомета цель, обнаруженную корабельной ГАС. Всего за эти сутки он израсходовал 30 глубинных бомб, а остальные участники охоты - 8 торпед Mk.46, Mk.44 и 13 глубинных бомб Mk.11.
Здесь следует отметить, что переизбыток ложных контактов - это нормальное явление в боевой обстановке. Об этом свидетельствует и опыт боевых служб кораблей советского и российского ВМФ. В описываемых событиях большая часть контактов была получена с помощью магнитных обнаружителей. Кэптен Кауард позже прокомментировал, что район, вероятно, изобиловал останками затонувших судов, и высказал сожаление, что его отряд не располагал достаточным запасом глубинных бомб, чтобы надежно накрыть каждый такой контакт, среди которых наверняка была залегшая на грунт аргентинская подлодка. Но на самом деле британцы искали на двадцать миль мористее, чем в это время находился их противник.
Вечером Кауард получил приказ командующего возвращаться к главным силам, чтобы успеть присоединиться к ним до рассвета, когда ожидалась атака аргентинской палубной авиации. В 00:30 2 мая его фрегаты прекратили поиск и легли на курс отхода. Вертолеты Хогга улетели на авианосец еще часом раньше.
Действия ПЛ «Сан Луис» и британских сил ПЛО 1-2 мая 1982 г.
«Сан Луис» провел на грунте почти пять часов. Экипажу его командир приказал оставить боевые посты, лечь на койки и подключиться к средствам регенерации, чтобы сберечь кислород в отсеках. Некоторым под воздействием стресса даже удалось заснуть. В начале девятого вечера, когда шумы британских кораблей стали очевидно удаляться, Аскуэта решил попробовать покинуть опасный район. Для того чтобы всплыть со дна, откачав воду из уравнительной цистерны, и удифферентовать лодку, были задействованы трюмные насосы, которые находились в плохом техническом состоянии. В итоге вся процедура заняла долгие сорок минут, при этом помпы создавали много шума, демаскируя лодку. Это как раз совпало с очередной британской бомбежкой. Хотя глубинные бомбы рвались на значительном удалении, командир лодки принял решение снова лечь на дно. Когда все, наконец, стихло, он повел ее курсом SO. Мысль о повторном выходе в атаку была отринута как совершенно нереальная. Возвращаться туда, где гремели взрывы, никому не хотелось, единственное стремление - уйти подальше в море. Однако этому препятствовали акустические шумы, время от времени фиксировавшиеся как с севера, так и с юга, между которыми лодка оказалась, как волк среди красных флажков. В 01:15 она повернула обратно к побережью, возле которого еще долго скрывалась, держась почти у самого дна, и только в 05:15 Аскуэта, наконец, решился всплыть под РДП для вентиляции отсеков и зарядки аккумуляторов. Но уже через два часа последовал новый тревожный доклад - вертолеты, скорее всего, это были транспортно-десантные «Си Кинги», доставлявшие на берег британские разведывательные группы, - заставивший опять уйти на глубину.
Экипаж подлодки был сильно морально измотан, но горд собой. Капрал 1 класса Энфермеро Рафаэль Гварас записал в своем личном дневнике: «Думаю, что 1 мая навсегда останется в моей памяти и в памяти тех, кто находится на борту, как самый долгий, мучительный, несчастный и отчаянный день в нашей жизни».
Этот эпизод впоследствии вызвал большой резонанс в военно-морских кругах всего мира и обычно преподносился как значительный успех аргентинской подводной лодки, «в течение двадцати часов умело уклонявшейся от преследования британскими силами ПЛО». Считалось, что он продемонстрировал высокую боевую устойчивость современных дизель-электрических субмарин, способных действовать в зоне господства более сильного флота противника, а подводные лодки проекта 209 сделались исключительно популярным и коммерчески успешным экспортным продуктом германского военного кораблестроения. Реальность же при сопоставлении двухсторонних данных предстает более прозаичной. Британцы, хотя по большей части искали не там, за полсуток, в течение которых велся противолодочный поиск, достаточно убедительно показали, кто теперь хозяин в фолклендских водах и что при встрече с охранением авианосцев судьба аргентинской подлодки была бы, скорее всего, незавидной. В командовании подводными силами Аргентины это, по-видимому, также хорошо понимали, поэтому в дальнейшем не пытались выдвинуть лодку в район боевого маневрирования авианосной группы Вудворда или переместить ближе к Порт-Стэнли, где британские корабли регулярно осуществляли артиллерийские обстрелы побережья. «Сан Луис» получил приказ продолжать боевое патрулирование на периферийной позиции «Мария».
Литература
1) Барабанов М.С. (aka Exeter). Аргентинские ПЛ в Фолклендской войне 1982 года //Альманах. Войны. История. Факты.- 2004.- №2(6).
2) Вудворд С., Робинсон П. Фолклендская война. Мемуары командующего фолклендской ударной группой.- Симферополь, 2005.
3) Митрофанов А.Ф. Аргентинские подводные лодки в Фолклендском конфликте/ Корабли и история. Книга четвертая// ЛитРес: Самиздат.- 2018.
4) Boveda J.R. All for One, One for All: Argentine Navy Operations during the Falklands/Malvinas War.- Warwick, 2021.
5) Boveda J.R. El secreto del ARA Salta. Un episodio inédito de la guerra submarina durante el conflicto del Atlántico Sur// Boletín del Centro Naval.- 2012.- № 833.
6) Boveda J.R. Uno contra todos. La historia secreta del ARA San Luis durante la Guerra del Atlántico Sur// Boletín del Centro Naval.- 2007.- № 816.
7) Díaz D. El «San Luis» ataca a la flota enemiga// Revista Defensa y Seguridad.- 2013.- № 71.
8) Harper S.R. Submarine operations during the Falklands War.- Newport, 1994.
9) Jinks J., Hennessy P. The Silent Deep: The Royal Navy Submarine Service since 1945.- London, 2015.
10) La historia secreta del submarino San Luis// 1982Malvinas.com [Electronic resource].- 2008.- Mode of access:
https://www.1982malvinas.com/la-historia-secreta-del-submarino-san-luis/11) Reynolds D. Argentina’s submarine 1982. The psychological impact of submarine operations//World of Warships Magazine.- 2019.- № 11.
12) Sciaroni M. A guerra submarina nas Malvinas: o dia em que os ingleses quiseram ‘caçar e destruir’ o ARA San Luis// Forças de Defesa [Electronic resource].- 2022.- 3 maio.- Mode of access:
https://www.naval.com.br/blog/2022/05/03/a-guerra-submarina-nas-malvinas-o-dia-em-que-os-ingleses-quiseram-cacar-e-destruir-o-ara-san-luis/13) Sciaroni M. Listas para el combate? Armas submarinas en la Guerra de las Malvinas de 1982// Boletín del Centro Naval.- 2014.- № 839.
14) Sciaroni M., Gillis M. Almost successful: ARA San Luis war patrol/ 2008 Submarine Almanac.- Houston, 2008.
15) Sciaroni M., Smith A. Go Find Him and Bring Me Back His Hat: The Royal Navy's Anti-Submarine campaign in the Falklands.- Warwick, 2020.