Фотографии, которые потрясли М. Тэтчер

Apr 02, 2023 03:38





Капрал Хасинто Батиста конвоирует группу пленных британских морских пехотинцев

К очередной годовщине высадки аргентинских войск на Фолклендские (Мальвинские) острова.

Молодому аргентинскому фотографу Рафаэлю Вольману посчастливилось оказаться в нужное время в нужном месте. 23 марта 1982 года он прибыл на Фолклендские острова, чтобы сделать там географический фотоочерк для французского агентства «Гамма», а в следующем месяце стал знаменит на весь мир.



Кроме Вольмана высадка аргентинского десанта на острова застала там еще четверых представителей СМИ. Это были британские репортеры Саймон Винчестер («Санди таймс»), Уильям Лэнгли («Дейли мейл»), Кеннет Кларк («Дейли телеграф») и Дэвид Грейвс («Сан»), прибывшие в Порт-Стэнли 29 марта в связи с политическим кризисом, разразившимся вокруг острова Южная Георгия. Утром все они собрались у губернаторской резиденции. Командующий аргентинской морской пехотой контр-адмирал Карлос Буссер разрешил представителям прессы работать свободно, но просил «избегать сенсаций». Кроме них аргентинские военные привезли своих репортеров. Командование ВМФ Аргентины доверило освещение этих волнующих событий репортеру Хосе Марии Камаротти из газеты La Razón и двум сотрудникам газеты La Nueva Provincia, журналисту Сальвадору «Пичону» Фернадесу и фотографу Освальдо Сурло, вместе с морпехами совершившими плавание на борту десантного корабля «Кабо Сан Антонио» и высадившимися на бронетранспортерах в бухте Йорк. Но наибольшую известность получили именно фотографии Вольмана.



Фотограф Рафаэль Вольман после возвращения с Мальвинских островов



На фото слева крайний слева - командующий морской пехотой контр-адмирал К.А. Буссер, на заднем плане в каске с надписью «CG» («Пресса») репортер Хосе Камаротти из газеты La Razón, на фото справа сотрудники газеты La Nueva Provincia Освальдо Сурло (в каске) и Сальвадор Фернадес

«Первого апреля я ел на ужин баранину в столовой гостиницы «Аплэнд Гус» в Порт-Стэнли,- вспоминает репортер.- В восемь часов передача местного радио была прервана, и английский губернатор Рекс Хант объявил о вторжении Аргентины. Все в столовой смотрели на меня». Тем же вечером губернатор Хант собрал всех журналистов и сказал, что они должны перебраться из гостиницы в домик его шофера Дона Боннера и не выходить оттуда; все это для их безопасности, поскольку в городе объявлено военное положение и морские пехотинцы под командованием майора Нормана получили приказ стрелять на поражение.

Спать в ту ночь довелось мало. В ранние часы 2 апреля начался бой у губернаторской резиденции. Дом Боннера находился рядом с ней, мог бы представлять хороший наблюдательный пункт, но в кромешной тьме невозможно было ничего разглядеть, кроме следов трассеров и вспышек взрывов гранат. Сопровождавший все это оглушительный грохот, тем не менее, создавал впечатляющий эффект присутствия. До них также доносились крики и приказы на английском языке, которые ближе к утру вытеснила испанская речь.



Подполковник Эктор Жилобер идет к губернаторской резиденции, утро 2 апреля 1982 г.

Когда первые лучи рассвета коснулись стен домов и палисадников, Вольман выглянул в окно и увидел идущего по направлению к жилищу губернатора аргентинского подполковника авиации Эктора Жилобера с белым флагом в руках. Бывший представитель авиакомпании LADE был вызван туда для проведения переговоров о капитуляции британского гарнизона. Вольман быстро сфотографировал парламентера, но тем самым привлек к себе внимание военных. Пуля выбила одно из четырех стекол окна, пройдя всего в нескольких сантиметров от головы фотографа. «Очевидно, они перепутали объектив фотокамеры с каким-то оружием,- поясняет Вольман.- Я был очень напуган и залег на пол, но забавно то, что на первом этаже дома водитель готовил на завтрак яичницу, как будто ничего не происходило снаружи».

Примечание: Подполковник авиации Э. Жилобер до февраля 1982 года занимал должность начальника представительства авиакомпании LADE в Порт-Стэнли, был хорошо знаком со многими местными жителями. Вернувшись в Аргентину он был привлечен к участию в разработке плана занятия островов, а 29 марта снова прибыл на Фолкленды последним авиарейсом LADE с разведывательным заданием. Губернатор Хант вызвал его для переговоров, рассчитывая, что подполковник обеспечит связь с аргентинским командованием.



Сдача в плен британского гарнизона. Фотоснимок сделан из окна дома шофера губернатора

Стрельба прекратилась и британские солдаты стали выходить с поднятыми руками, вся репортерская братия высыпала наружу. Дальше Вольман не терял времен даром. Своему успеху 24-летний фотограф, как он позже объяснял, был обязан двум обстоятельствам: он говорил по-испански и старался не привлекать к себе внимания. Поэтому аргентинские военные не препятствовали его работе. «Я был очень осторожен,- вспоминает Вольман,- поскольку не хотел, чтобы они арестовали меня или отобрали камеру, поэтому каждый раз, сделав снимок, покидал место, не зная что получится при проявке». У него было при себе две фотокамеры, в одной заряжена цветная пленка, в другой - черно-белая.



Торжество победителей, увиденное фотокамерой Рафаэля Вольмана

После того как британские морские пехотинцы прекратили сопротивление, аргентинские коммандос укладывали сдавшихся на землю лицом вниз и тщательно обыскивали. Вольман был тут как тут... Узнав о происходящем контра-адмирал Буссер сразу же распорядился, чтобы пленных подняли на ноги и обращались с ними уважительно. По свидетельству майора Майкла Нормана, один из переусердствовавших конвоиров даже получил от адмирала затрещину. Однако фотограф уже успел сделать эффектные кадры, разошедшиеся вскорости по всему миру, а на Британских островах многих повергшие в шок. Буссер впоследствии отозвался об этом фотоматериале как о «неверном и искажающем картину произошедшего».



На этом снимке сам Вольман (слева) сфотографирован за работой. Ближайшие к нему аргентинские офицеры - дивизионный генерал О.Х. Гарсия и контр-адмирал морской пехоты К.А. Буссер. Здоровяк позади них - капитан 2 ранга А. Вайнстабль

На материк фотограф вернулся 3 апреля на военно-транспортном самолете. Сделанные им фотографии вызвали большой ажиотаж даже еще до того, как были проявлены. Эдуардо Форте, директор издательства «Атлантида», уволивший Вольмана за четыре месяца до того, теперь предоставил ему бизнес-джет, чтобы скорее добраться до Буэнос-Айреса и проявить пленки. Но в итоге оригиналы отснятых материалов достались французскому агентству «Гамма». В Париже из-за них состоялась битва медиа-гигантов VSD и «Пари-матч». Выиграл глянцевый журнал VSD, и вскоре после этого пригласил фотографа для подписания контракта. «Они никогда не платили так много за фотографии»,- вспоминает Рафаэль Вольман.



Аргентинские коммандос рассматривают трофеи



Пленных британцев собрали на футбольном поле, расположенном рядом с губернаторской резиденцией



Заснятая Вольманом торжественная церемония поднятия государственного флага Аргентина на флагштоке у резиденции губернатора

Одним из самых знаменитых кадров Фолклендской войны стал фотоснимок Вольмана, запечатлевший капрала 1 класса Хасинто Элисео Батисту, конвоирующего группу пленных англичан. Первым идет капрал Лу Армор. На обложке VSD эту фотографию сопровождал заголовок «Англия унижена». Журнал «Хенте», принадлежавший издательству «Атлантида», подписал ее словами: «Мы увидели, как сдаются англичане». Через много лет после войны Рафаэль Вольман и Лу Армор встретились (это в продолжение темы « Старые враги и добрые друзья») и с большим юмором вспоминали эти события. Но тогда им было не до смеха.



Лу Армор (слева) и Рафаэль Вольман, 2016 год

Как позже выразился сам фотограф, для британцев отснятое им «было ужасным, многие плакали, настолько оно явилось впечатляющим». Поговаривают даже, что именно эти фотографии побудили премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер принять окончательное решение об открытии военных действий против Аргентины, хотя, скорее всего, «железная леди» руководствовалась совсем иными, гораздо более прагматичными мотивами. Для британских военных, пришедших в мае 1982 года отвоевывать острова, эти унизительные фото, широко растиражированные таблоидами, стали исчерпывающим основанием, чтобы стрелять в аргентинцев без лишних колебаний и жалости.



Обложка французского журнала VSD



Передовица британской газеты The Sun



Обложка аргентинского журнала Gente

P.S. Кстати, сейчас, собрав их вместе, с изумлением обнаружил, что фотографии на обложках  VSD и Gente, оказывается, разные!

P.S.(2) Забыл предупредить, что офф-топ в комментариях буду модерировать, и банить.

военная история, Великобритания, Фолклендская война, Англо-аргентинский конфликт, Мальвины, Аргентина, Фолклендские о-ва

Previous post Next post
Up