И все же общение (или же коммуникация) в первую очередь...

Mar 10, 2017 00:11


Все глубже погружаясь в практику работы с детьми с особенностями развития, сравнивая различные подходы и методики, я прихожу к выводу, что первое самое необходимое в работе с этими детьми - это общение или коммуникация.
Никакая реабилитация, коррекция не приведут к эффективным устойчивым переменам в развитии ребенка, если его рассматривают как испорченный, неправильный организм, а не как человека, который растет, и который попал в сложнейшие условия для своего роста, развития своей личности, индивидуальности.
Казалось бы, что тут нового уникального я сказала.
Совсем не удивлюсь, если услышу в ответ: "ничего оригинального, что тут новенького, это и так понятно".
А я все же будут настаивать на внимательном рассмотрении этой темы.
А все ли здесь ясно и понятно?
А вы уверены, что общение - это легко и просто?
А вы уверены, что вы действительно общаетесь со своими близкими и дорогими людьми?
А вы уверены, что вы понимаете даже своего нормотипически развивающегося ребенка, с которым на самом деле достаточно просто договориться? Но всегда ли это происходит?
А если ребенок имеет отклонения от типичного развития, то как найти общий язык?
И если ребенок имеет проблемы в развитии, то не подменяете ли вы общение уходом за ним, навязыванием  развивающих, коррекционных занятий?
А насколько вы учитываете его желания, ориентируетесь на развитие его собственной мотивации?
Когда я изучаю технологии работы с детьми с особенностями, которые пришли к нам из так называемого "дальнего зарубежья", то понимаю, что по глубине задумок отечественные разработки не менее интересные и эффективные. НО, НО НО!!! не хватает важнейших практических наработок из области общения и включения ребенка в реабилитацию через общение. Катастрофически не хватает хорошего общения специалистов с родителей этих детей (а это в целом отдельная тема для обсуждения), не хватает хорошего общения специалистов друг с другом.
Большое дело в нюансах отношения к ребенку, к качеству взаимодействия, и снова же к общению.
К огромному сожалению, основной проблемой практики отечественной дефектологии заложено уже в названии "дефектология", ориентация на дефект и его исправление. Это часто является основой  так называемого объектного отношения к ребенку с особенностями развития. "Я буду тебя исправлять, я знаю как, ведь я все знаю про дефект!"
Так и хочется спросить, а прежде чем заявить какую-то коррекцию, исправление, что ты узнал про этого ребенка как человека, и хочешь ли узнать?
Совсем другая позиция и отношение - "тебе сложно, я хочу помочь тебе, и даже если я пока не знаю как..."
"я хочу узнать тебя, твои предпочтения, твои желания, твое мнение"
"я готов услышать тебя"
"я хочу рассказать тебе и о себе"
"я хочу поделиться с тобой своими умениями"
"я буду рад твоим умениям"
"я хотел бы найти такой способ жизни, чтобы нам вместе было интересно и хорошо"
"давай научимся помогать друг другу жить в этом непростом мире".
И только в этом случае любая хорошая методика коррекционной развивающей работы и реабилитации будет работать на ребенка, на его развитие, будь то нейропсихология или сенсорная интеграция, прикладной анализ поведения или реабилитация через физическую активность, театр, музыку, иппотерапию и др.

И здесь большое поле не только для общих рассуждений, но и для поиска и отработки конкретных способов решения. Поле большое, непаханое :) 

инклюзия, развитие ребенка с особенностями, общение

Previous post Next post
Up