Некоторые комментарии по поводу поощрения возникшей зависимости

Feb 24, 2015 08:57

Оригинал взят у olegmatveev в Некоторые комментарии по поводу поощрения возникшей зависимости

Будучи процессором, вы должны сопротивляться любым соблазнам и попыткам сделать что-то для клиента (кроме проведения сессии).

Парадокс, но некоторые продиктованные наилучшими намерениями старания помочь приводят к прямо противоположным результатам. Сверхопасливые родители делают жизнь ребенка более опасной, не давая ему возможности самостоятельно воспринимать и справляться с опасностью. Излишне рьяный психоаналитик, свободно выдающий собственные толкования, может создать ситуацию, когда способность его клиента рассматривать свои собственные умственные конструкции будет подавлена и искажена, по причине того, что вместо рассмотрения того что есть он будет пытаться увидеть там то, что внушает ему психоаналитик. Когда человек страдает предубеждениями по поводу того, что он должен увидеть, он с большой вероятностью находит там именно это, независимо от того, что там есть на самом деле. Фрейдистские пациенты могут видеть фрейдистские сны, юнгианские - юнгианские, но все же лучше, когда человек воспринимает и истолковывает свои сны в соответствии со своей собственной системой верований.

Если вы как процессор выражаете какое-либо несогласие - устно или другим способом - с тем, что Вам рассказывает клиент, или подразумеваете его неправоту по поводу того, что он воспринимает или понимает, вы можете тем самым стать причиной возникновения у него недоверия к собственной способности воспринимать и понимать. Таким образом вы можете непредумышленно создать у него зависимость от вас в плане восприятия и понимания для него.

Точно так же, не позволяйте себе соблазниться возможностью давать советы о том, как клиенту надо вести свою жизнь. Такой совет, даже кажущийся столь полезным, опять же, может сделать клиента зависимым от вас, и тем самым его способность принимать решения и действовать будет сокращена.

Основной принцип тут состоит в том, что вы не должны делать ничего такого, что будет на самом деле вмешиваться или замещать собой использование способностей самого клиента.Это ключевое правило прояснения, и состоит оно в том, что вы не должны:

1. Говорить клиенту, на что он смотрит или что он должен там увидеть;
2. Сообщать ему смысл того, что он воспринимает;
3. Давать ему советы о том, как устроить жизнь;
4. Говорить ему, что он не прав;
5. Говорить ему, что он прав.

Пункты (1) и (2) называются «толкованием», пункты (3), (4) и (5) называются «оценкой». (4) - это особая разновидность негативной оценки, называемая «обесцениванием», а (5) - это позитивная оценка, называемая «одобрением». Одобрение менее вредно для процесса прояснения, чем обесценивание или оценка, но, как отмечено выше, оно все равно может создать у клиента зависимость от вас в плане похвалы и опасений за то, что вы прекратите это делать.

Но как же тогда вы можете использовать специальные знания для помощи другому человеку без толкования или оценки? Достаточно полезно уже просто быть доступным для человека в качестве хорошего слушателя. Если человек чувствует себя в достаточной безопасности для того, чтобы пообщаться по поводу своих проблем, он может продвинуться по пути их разрешения, и это является важной особенностью помогающих взаимоотношений. Однако простое хорошее выслушивание и создание безопасного пространства, хотя и является необходимым условием возможности помочь, обычно не является достаточным условием для эффективной помощи. Общение с безопасным и хорошим слушателем обычно само по себе не производит достаточно быстрого улучшения. С другой стороны, если выделаете что-то еще, кроме простого выслушивания, всегда возникает опасность, что Ваше высказывание будет воспринято как оценка или истолкование, и таким образом станет контр-продуктивным.

Один из методов состоит просто в отказе от каких-либо утверждений по поводу клиента или его переживаний. Если выпросите кого-то передать Вам соль или говорите: «Расскажите мне, что сегодня происходило» (в обоих случаях повелительное наклонение) вы не делаете никаких утверждений по поводу того, как человек должен вести свою жизнь, как он должен смотреть на что-то или что он должен видеть. Точно так же, если вы задаете вопрос, такой как «Что случилось в офисе?», это не утверждение. В нем не говорится, каков должен быть ответ, и не сообщается ваше мнение по этому поводу. Эта стратегия безупречна, и все равно: некоторые повелительные утверждения могут подразумевать указание о том, как человеку надо жить («Научись быть более агрессивным по отношению к своему начальнику»), в то время как некоторые вопросы могут оказаться наводящими («Вы не считаете, что ваша нелюбовь к отцу может основываться на Эдиповом комплексе?».) Вот здесь в каждом из случаев в вопросе или в запросе имеется вложенное утверждение («Вы неагрессивны по отношению к своему начальнику», «Ваша нелюбовь к отцу основана на Эдиповом комплексе»). В роли процессора вы должны уметь избегать таких высказываний.

Этот ненавязывающий подход требует умелого управления. Если вы как процессор говорите «Расскажите мне о своих взаимоотношениях с отцом», клиент может воспринять это как утверждение о том, что у него имеются какие-то неприятности в отношениях с отцом. Это тонкий момент, и кажется, что в принципе невозможно вообще исключить неявные утверждения и при этом продолжать работу в роли процессора. Однако избегать явных утверждений и минимизировать неявные утверждения в отношении клиента и его переживаний не только можно, но и нужно. Один из способов избежать вредных утверждений - следовать в своих действиях шаблону, при котором клиент может видеть, что эти действия происходят из его собственных мыслей и высказываний. Например, спрашиваете: «Что вы хотели бы проработать?», клиент сказал: «Я хочу поработать с волнением», и тогда вы можете сказать: «Можете ли вы вспомнить случай, когда вы волновались?».

Другое правило состоит в том, что можно безопасно делать явные или неявные заявления по поводу того, что уде полностью принято клиентом. Например, некоторые процедуры включают в себя действия по наблюдению различных физических объектов - стульев, стен и т.п. Поскольку в уме клиента нет никаких сомнений по поводу существования этих объектов, нет никакой опасности в указании на них, несмотря на то, что вы априори подразумеваете их существование.

Также временами клиент может совершенно искренне попадать в тупик или терять способность продолжить. При таких обстоятельствах вы можете использовать различные техники для обеспечения некоторой помощи клиенту в поиске эмоционально заряженных тем. Частью договоренности между клиентом и процессором состоит в том, что процессор несет полную ответственность за проведение сессии и принятие решение в отношении прорабатываемых тем, порядка их проработки и выбора конкретных используемых процедур. Клиент не должен быть обременен необходимостью принимать такие решения, потому что он должен сохранять свое внимание на самом действии прояснения. Соответственно, вы вполне компетентны принимать решения в отношении того, каково должно быть следующее правильное действие, даже если это можно рассмотреть как неявное толкование или оценку.

По мере того, как клиент набирается опыта и становится все более осознающим, однако, можно все больше и больше в выборе областей жизни для проработки полагаться на него самого. Способность находить области эмоционального заряда - это одна из способностей, которая развивается по ходу прояснения, и это очень важная способность. Если вы не позволите клиенту упражнять эту способность, при ее наличии, то это может подавить его достижения. Основной критерий для принятия решения о том, стоит ли делать те или иные утверждения, состоит в оценке того, будет ли это подавлять прояснение или способствовать ему. В общем, можно сказать так: утверждение наносит вред, если оно замещает собой собственные процессы толкования и оценки клиента. Другими словами, утверждение само по себе не может быть плохим, однако утверждать что-то за клиента, когда он способен делать это самостоятельно, нежелательно.

Процессор обладает комплектом разнообразных инструментов и методов помощи клиенту в исследовании и расширении его опыта. Все они отлично работают в сессии, проводящейся в соответствии с описанными в материалах принципами.

личный кодекс, процессинг, психотерапия

Previous post Next post
Up