...

Apr 25, 2020 15:30

Часто на протяжении года вспоминаю историю про Рому с огнестрелом. Для тех, кто не читал в блоге, кратко: молодой парень попадает с тяжёлым ранением в обычный стационар. Там, кроме него, десяток пациентов в палате. Каждый ждет и тянет помощь медперсонала. Особое внимание оказывать Роме некому. Да и, по словам медиков, он не жилец. И вот лежит он молча, без попрошайничества, без акцента на себе. И принимает минимум стандартной заботы медсестер. Тогда как многие в силу объективной немощи нарочито привлекают опеку. А этот все сам-все сам - чего не может сам, терпит, стиснув зубы. Красивое мужское поведение. Особенно на контрасте с другими. И что важно: он не только не просит! - у него даже в мыслях нет запроса на опеку. Нет тех самых щипцов.
И вот через некоторое время на него начинают обращать повышенное внимание, о нем заботятся уже не казённо, а по своей воле, в него даже искренне влюбляются...


Безусловно, такое поведение по плечу не каждому. Самоуважение и железные опоры на себя - это круто.

А я всё думаю, как же сложно перепутаны в уме понятия дурной гордости, нежелания принять помощь, правильного смирения, внутренней силы и достойной скромности.
Например, инфантилизм, попрошайничество, желание найти себе в другом маму часто прикрыты красивыми словами о смирении, о принятии помощи от ближних ради личной духовности.
Но до зрелых лет ведь ходим с протянутой рукой, запросом на любовь и заботу. Излишне зацикленные на своей нужде. Не могущие отлепиться от нее и стать по-настоящему дающими полезными Взрослыми.
От этой вечно протянутой руки, а по сути неуважения к себе, вступаем в отношения с теми, кто так же ищет подпорки. По-настоящему сильный устанет быть нам нянькой. Он ищет столь же цельную личность. А вот слабый тянет из слабого привычно, прогибает его, выдает претензии. В итоге - трусливая неспособность к автономии и слияние. И все это названо близостью и любовью... И еще словом "мы". Как в песне у Земфиры про абьюз - "Но зато мы вдвоем". Мечта инфантила.

У моего мужа есть интересный аскетический пассаж). Максималистский эксперимент, но искренне им много лет исповедуемый)). Он полагает: все, что действительно человеку нужно в плане заботы о нем, даже банальная покупка новой одежды, все придет не по его инициативе и озвученному желанию, а от ближних. Если ближние сами не дают этого, не замечают потребности человека, значит, и Бог видит: не в этом его проблема. И не это сделает счастливым.

Тем более, не можешь дать себе сам - не проси ни у кого. Развивай личные ресурсы.
Безусловно, лозунг "я сам" может быть замешан на культивировании гордыни и отчуждения от людей. Тут уж каждый в свое сердце зрит...
Но, по-моему, эмоциональное и фактическое паразитирование - грех не меньший против звания человека.
Человек по Образу? Человек призван стать богом? Так Господь же свободен и независим. В нем нет нужды. Он - Дающий.

Интересно, что в одной из самых ярких историй смирения - книге Иова - главный герой не получает помощи ни от кого из людей. Он остаётся наедине с собой и Богом. Полностью изведав меру личных границ, немощи и возможностей.
И ведь даже во фразе "Тяготы ближнего носите и тем исполните закон Христов" сказано именно о фокусе на других, а не на своих обидах.

Я много думаю обо всем этом. О нахождении баланса между принятием помощи и созданием личных опор. Пожалуй, последний год нет ничего ценнее для меня, чем лепка собственной сильной и независимой фигуры. Никогда прежде я не была нацелена на это так четко. И никогда я не ощущала себя настолько мирно и свободно.

Прошлой весной у меня был опыт личной слабости. Некоей ложной искренности, а на деле махровое выращивания иллюзий и корон.
Так вот, быть такой "слабой", неустойчивой и раскрывшей решето, словесное и эмоциональное, мне совсем не понравилось. Я просто потеряла себя. Это не про спонтанность ни разу.

Да, очень важно не впадать в другую крайность. Важно чувствовать, что и через людей нам даётся понимание ограниченных личных возможностей. Важно не отталкивать тех, кто даёт разумную и своевременную заботу. Сейчас же я и вовсе поставлена жизнью в ситуацию немощи, когда ближайшее окружение, несмотря на мои возражения и браваду, активно хочет оказывать поддержку.
Вот уж поистине: чем больше сопротивление и "я сам", тем больше даётся извне любви в разных вариантах.

Часто-часто я вспоминаю Рому с огнестрелом. Крутая история.
Не про гордыню. Про самодостаточность независимо от скверности ситуации. Может, устойчивое самочувствие в таком случае - это и есть начало смирения?

Эволюция, человек, я

Previous post Next post
Up