Проторенессанс

Dec 25, 2008 15:57

 Проторенессанс (эпоха дученто и треченто, XIII и XIV века) - начало ренессансной культуры Италии. Этот период тесно связан с романскими, готическими и византийскими традициями. Элементы "старого" и "нового" в искусстве существуют в нерасторжимом синтезе.

Джотто ди Бондони (1276 - 1337) - флорентийский живописец, ваятель и зодчий, ученик Чимабуэ, первый, кто сделал решительный шаг к новому искусству. Джотто - центральная фигура в изобразительном искусстве Проторенессанса.

Новые принципы живописи, разработанные Джотто:
  • технику мозаики заменил техникой фрески (она восходит к античным традициям), что позволило передавать объём и плотность материи и быстрее передавать многофигурные композиции;
  • подражая природе, стал писать с натуры людей (этого не делали ни в Византии, ни в средневековой Европе);
  • изображал фигуры не на золотом фоне, а на фоне пейзажа или интерьера, то есть ввёл в живопись реальное пространство и реальные предметы;
  • в каждой композиции изображал лишь один момент действия, а не последовательность различных сцен, как это делали многие современники Джотто;
  • ввёл известный ещё в античную эпоху оптический эффект: светлое человеческий глаз воспринимает более приближенным к нему, а тёмное - более удалённым, благодаря световой моделировке, фигуры в изображении Джотто объёмны;
  • особое внимание уделял показу душевного состояния героев.

Джотто ещё не знал ни анатомии, ни научной перспективы, пейзаж и обстановка мало его интересовали, везде намечены очень скупо и малоправдоподобно, главной его заслугой является обращение к человеку и его переживаниям. Слава художника была велика ещё при жизни, а после смерти его единодушно признали преобразователем искусства.
Цикл фресок рассказывает историю родителей Девы Марии. У Иоакима и Анны не было детей. Иоаким был уже в преклонном возрасте, когда за «бездетность» его выгнали из храма. После этого он ушел и некоторое время жил среди пастухов. Там он принес Господу жертву, и его жертва была принята благосклонно. Во сне ему явился ангел и поведал, что у них с Анной родится дочь. Ангел велел ему идти к Золотым Воротам, где его будет ждать Анна. В это же время Анне тоже явился ангел. Он сказал, что она забеременеет и чтобы она встала и шла к Золотым Воротам, где ее ждет Иоаким. После этого оба - и Иоаким, и Анна - пошли к Золотым Воротам, и там Иоаким запечатлел на устах своей жены божественный поцелуй, от которого и была зачата Дева Мария. 


Жертвоприношение Иоакима



Встреча у Золотых Ворот


Рождество . 1304-06
Фреска. 200 х 185
Капелла Скровеньи (капелла дель Арена), Падуя


Поклонение волхвов . 1304-06
Фреска. 200 х 185
Капелла Скровеньи (капелла дель Арена), Падуя
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13278

renaissance

Next post
Up