Показ прошёл в стенах пермского госуниверситета, в одной из аудиторий филологического корпуса. Студенты, преимущественно с одного факультета, были согнаны с отменённых пар и явно недоумевали, не зная, чего ждать от фильма. Как оказалось, с фильмом прибыл и режиссёр - Павел Бардин. Демонстрация фильма была названа «студенческой» - режиссёру интересно было увидеть реакцию молодой аудитории. Фильм представил координатор Frontline, Юрий Бурцев. Начал он с перечислений премий, которыми уже успела обзавестись свежая кинолента: премия на Берлинском кинофестивале 6 февраля и специальный приз жюри и приз Гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске 25 февраля. Затем Юрий Бурцев дал краткую справку о жанровых особенностях фильма: «Сразу предупрежу: фильм постановочный, игровой, но он сделан в репортажной манере. Это создаёт иллюзию некой правды журналистики. Фильм воспринимается как документальный слепок жизни». Сложно не согласиться, воспринимается.
Это фильм в фильме: голос из-за камеры упрашивает главаря компании нацистов заучить пафосный текст для ролика, уговаривает своих друзей вновь и вновь повторять сцену встречи на мосту для красоты кадра. Бритоголовые парни переодеваются в обиженную азербайджанцами, разъярённую старушку и еврея жалкого вида, с которым запросто расправляется один из них. Сцены записи агитационных роликов (предназначенных для просторов интернета) напоминают кружок самодеятельности, они весьма комичны и показывают парней скорее милыми бездельниками-недорослями, чем кровожадными фанатичными нацистами-злодеями. Кадры домашней хроники - возня щенка - перемежаются с реалистично снятыми сценами драки, подпольного концерта, выезда на природу, пьянки, слежкой за местным рынком, где собираются представители разнообразных наций, дня рождения главного из них, на котором ему дарят трусы с фашистской нашивкой. Весьма интересна вставка настоящего документального интервью. Пётр Фёдоров, сыгравший Сашу, главаря, останавливает людей на Пушкинской площади и задаёт один единственный вопрос: «Россия для русских?», на что получает удивительно большое количество «Да». Не задумываясь, люди согласны подтвердить свой ответ, повторив «Россия для русских». Лозунги типа «Россия для русских, Москва для москвичей», «Слава России!», «Россия принадлежит нам!» звучат на протяжении всего фильма. Волей-неволей задумываешься - так ли это? Имеет ли право нерусский жить в России и как он должен вести себя в этой стране? Почему так много не русских - бандитов, воров, нищих и бомжей в нашей стране? Неужели тысячи людей надо избивать, притеснять, убивать только потому, что в эту страну их запросто пустили, но тут же указали им их рабское бесправное место. Размышлений может быть много. И ещё больше должно было быть вопросов, но они не последовали. Пермская молодёжь весьма вяло отреагировала и на фильм, и на присутствие режиссёра. Казалось бы: вот он, спрашивай - не хочу, замучай вопросами и требованиями разъяснений, спорь и дискутируй, узнавай новое. Чего не было, вероятно, в силу неактуальности темы в местном масштабе - в Перми нет разветвлённой сети нацистских и фашистских организаций, вероятно, в силу тяжёлого впечатления, которое произвело кино. Кроме того, фильм несколько затянут, и был очень плохой звук (автор объяснил это отсутствием мастеринга звука). Может, причина в незнании темы - вряд ли кто-то из присутствующих читал «Майн Камф» Гитлера или 14 слов и 88 заповедей Дэвида Лэйна. Павел Бардин посвятил этой теме много времени и сил. И он, действительно, заинтересован в том, чтобы люди, особенно молодёжь, начали обсуждать эту проблему, задумались о своём отношении к скинхедам, нацистам, фашистам, к не русским в нашей стране, к ксенофобским мировоззрениям вообще. Он явно не гнался за коммерческим успехом, оставив в стороне зрелищность и кровавость. Студенты молчали, задавали предельно простые вопросы или же вяло мямлили себе под нос мало относящиеся к теме реплики. Обсуждение было настолько натянуто, что чуть не лопнуло. Павел Бардин и Юрий Бурцев в глубоком разочаровании покинули стены госуниверситета.
Запомнились титры этого фильма. Вместо бахвального перечисления режиссёров-сценаристов-актёров шёл длинный список погибших от рук скинхедов людей. …погиб от побоев…погиб от множественных ножевых ранений…избит и утоплен…погиб от удара ножом...
Сайт фильма