Идеология семейного образования

May 23, 2014 23:21

       Несколько дней вели неконструктивный диалог с дамой из Белоруссии. Как я поняла, у них семейного образования по закону нет. Но потребность убрать детей из плотной структуры "государственной социализации" имеется. Мамы пытаются самостоятельно обучать детей. Имеют право, безусловно. Поскольку просто написать заявление и перейти на образование дома, независимо от школы у них не получится, начинают выдумывать свои методы. Предложенный автором одной публикации мне не понравился принципиально. Женщина (судя по рассказу- одинокая мама трех детей, вынужденная зарабатывать самостоятельно) решила, что должна возить детей к репетиторам(у нее просто нет иного выхода).На этом, собственно, ее роль в образовании детей  и заканчивается. К семейному обучению , как это позволено российским Законом об образовании, это не имеет ровным счетом никакого отношения!  Во всяком случае, как это понимает большая (основная часть) родителей -семейников.
 Итак, с самого начала: само слово "семейное" для меня несет смысловую нагрузку идеологии   обучения. Есть еще "заочное" обучение. Оно просто констатирует факт обучения детей ВНЕ школы. А "семейное" говорит о том, что ребенок и воспитывается, и обучается в СЕМЬЕ. Сам процесс воспитания начинается с рождения,поэтому я не хочу, чтобы воспитанием моих детей занималась школа. Я не доверяла государству воспитания своих детей. И,если старшие не могли учиться дома (тогда просто не было формы "семейное обучение") я максимально взяла под контроль их пребывание в школе. Чтобы иметь возможность быть с детьми как можно больше времени, поменяла работу, ушла преподавать. Причем, основную нагрузку взяла у вечерников и заочников. Позже, уже после рождения  двух последних детей, образование стало моим бизнесом и я открыла негосударственную школу. Итак: самое главное в семейном обучение- личное участие семьи:мамы, папы, бабушки, (как теперь у меня и моих внуков). Почему так важно  максимально принимать участие в образовании детей? Никто, кроме мамы, папы или бабушки (или неких иных членов семьи) не знает лучше ребенка.А значит только эти люди могут выбрать максимально приемлемый для конкретного ребенка  способ преподачи передмета, скорректирует программу, выберет дидактические материалы. Режим работы тоже определяется в семье. Я, кстати, со старшей девочкой, которая училась в двух (основной и музыкальной школе) выбрала режим подготовки домашних заданий утром, до школы. Просыпались в пять часов утра (или в шесть) и , пока все спят, в тишине делали уроки. Зато после школы девочка могла спокойно побегать с друзьями, не засиживаясь за уроками до полуночи. Она так могла. А вот один из сыновей лучше по ночам занимался.(разные дети даже  в  одной семье растут).Он поспать любил.
Обучение своих детей я начинала практически с рождения. Понятно, что сначала- просто развитие,но очень скоро переходили к учебе. К четырем годам дети, как правило, у меня читали. Много знали наизусть(это обязательное условие развития вообще).Много читали вслух.Много говорили.Любая прогулка, поездка превращалась в вечер вопросов-ответов.Про это я подробно уже рассказывала.  Секции, кружки, студии-это само собой.  Постепенно,к 6-7 годам, они уже определяли ЧТО им больше нравится, и сосредотачивались на этом.
Итак: только активное участие мамы (или другого близкого родственника) может превратить в "урочное время" всю жизнь ребенка, за исключением сна, естественно.Учение превращается в систему постоянного поиска и получения информации. КАК вписать в это собственную профессиональную карьеру, мама решает сама. Я решила в пользу образования. Инженер стал преподавателем. В дальнейшем и бизнес был именно образовательный.
Теперь к тому времени, когда ребенок уже подошел к обучению в школе. Так как процесс обучения начинался рано, то к 7 годам ребенок может спокойно аттестоваться в третий класс, как моя внучка. (у\У нас в России это обязательно стало теперь, а когда мальчиков своих учила- никто и не требовал аттестации, мы спокойно учились еще три года и пришли в школу аттестоваться в пятый класс). Главной задачей, которую поставила я- научить детей самостоятельному поиску информации. У нас был единственный репетитор по школьным предметам: иностранный язык. Я  не смогла взять на себя только грамматику английского языка.)) Все остальное мы делаем самостоятельно. Современные возможности коммуникации дают такой простор! Тут тебе и интернет-уроки, и поисковые системы. Главное- не дать затухнуть естественному интересу к миру вокруг ребенка. Школа убивает этот интерес на третий день пребывания там! Я это на своих пяти детях убедилась. И самые лучшие учителя, репетиторы, которые бывают с ребенком определенные часы, не смогут поддержать этот интерес в ребенке лучше меня. Мне приходится много читать, изучать вместе с ребенком то, что уже или забыла, или не знала совсем, но главным консультантом моих внучек (восьми - и шестиклассниц), являюсь  именно я.  Моя задача: планирование, расписание, учитывающее другие интересы ребенка ( в нашем случае -спорт), обеспечение  тетрадями, учебниками.Я разыскиваю электронные ресурсы (у меня большая аудио библиотека учебных материалов, видео материалов, электронные пособия и учебники) Я должна не просто дать учебный материал, помочь усвоить школьную программу, я должна и могу заинтересовать ребенка чем-то необычным.У меня для этого есть много времени- 24 часа. Совместное обучение делает нас друзьями. Мне удалось сохранить очень теплые отношения с моими детьми.Хотя имеет место быть  такое мнение, что мама не может быть учителем, что якобы это рвет теплые отношения мама- ребенок. Ерунда! Это зависит от того, сколько времени, своего личного времени, ты тратишь на ребенка. Я посвятила своим детям всю свою жизнь .И если кто-то считает,что такая мама   это  "содержанка, посвятившая свою жизнь детям" , пусть это останется на совести  женщины, родившей троих детей без мужа и теперь пытающейся сделать из себя,любимой, героиню ))) У меня на этот счет иные представления и опыт моей жизни позволяет мне его иметь. ))
Вот примерно  так .Надеюсь, я вам понятно объяснила ЧЕМ отличается СЕМЕЙНОЕ обучение от очно-заочного.

семейное образование, дети

Previous post Next post
Up