Я по-английски говорю редко и вынужденно, в поездках. Учить и совершенствоваться предпочитаю во французском.
Но на инглише читаю довольно прилично.
И сейчас это даже как-то грустно. Потому что послали меня, значится, этот очередной флешмоб изучить и написать.
Листанула англоязычный фейсбук (я им не пользуюсь, между прочим, так что квест уже этим усложен).
Американцы такие: ааа, депрессия! Посмотрите, какая эта масштабная беда! Сводка ВОЗ! Определения из медицинских источников! Фоты! Слова поддержки! Ребята, вы не одни! Можно выкарабкаться! Давайте будем внимательны! Мы нужны друг другу, мы можем помочь! Это не приговор!
Репостят это супервидео вдовы Честера.
Прикрепляют к своим постам контакты психотерапевтов. Горячую линию запустили.
Лайки и диалоги. Диалоги в комментах там в основном на том английском, которому меня в школе научить не могли, ибо среда есть среда. Но что понимаю - то о поддержке. О гласности.
Листанула наших. Фейсбук и вк.
Русские такие: ааа, депрессия! Как не стыдно о таком рассказывать! Придумали тоже! Сто приседаний! Идите сдавайтесь врачам! Валяйтесь в больнице! Не ной, у всех жизнь такая! Да нет никакой депрессии, если можешь рожу приличную скроить для фоты, то и на лесоповале не сдохнешь жить способен! Я сам болен, ходил к сотне врачей, все послали меня нафиг! Я никогда не выздоровею! Вот фото моих рук крупным планом после третьей попытки суицида, я вешал его себе на аватарку, никакой реакции! Я лечился, после чего не могу работать, жить и есть! Эта ваша депрессия - распущенность и неумение себя вести!
На портале у нас вообще который день холивары. Бывший главред вдохновилась и накропала такой материал, за который я бы назначала административную ответственность как минимум. Название было соответствующее - "Лечитесь, а не тыкайте своей депрессий в лицо близким!" Содержание тоже было ого-го: депрессия превратилась в модное слово, все кругом на таблетках, требуют внимания и помощи, предъявляют свой диагноз как оправдание. А надо посмотреть на тех, кому хуже! Вот моя мама умерла от депрессии в 42 года (видимо, суицид, но в тексте не было уточнено). Жрите молча свои таблетки и не смейте напоминать о себе! Ходите к врачам, это помогает, я проверяла! Пять лет психотерапии, и вы станете нормальным, а сейчас вы тряпка и нытик!
Я никогда не пойму, почему этот материал пропустили и повесили на портал, но это и не мое дело понимать, ибо контентные полномочия не у меня. Но в процессе чтения подобных текстов делается ясно: это мы такие.
Это мы такие. На своей Колыме.
Это у нас так, что когда человек болен, ему неприлично об этом сказать. Потому что как это он допустил заболеть? Он что, не мог ничего сделать с химическим дисбалансом в мозгу, к которому был предрасположен, и никак не посчитал нужным повлиять на обстоятельства? В свои-то 19 лет? Неужели у него не было каких-то 400 долларов в месяц, чтобы ходить к хорошему психотерапевту? Это что, близкие обязаны страдать из-за его болезни? Он разве не может просто взять и выздороветь?
Наверно, только русские могут так рассуждать.
Я думаю о том, что психотерапия недоступна тому, кто беден. А в пятилетку 16-21 год, когда депрессия может развиваться и прогрессировать с какой-то невероятной скоростью, пуская корни в нервную систему, бедны почти все. Либо бедны, либо очень, очень бедны. На уровне выживания. В эту пору человек обычно живет на 150-200 долларов в месяц. И откуда у него могут взяться 400 лишних долларов, а? Это вы учтите, что психотерапия - очень длительный и медленный процесс. И надо как минимум 50 часов, чтобы ее результаты были весомы и закрепились на месте вскрытых и прошедших лечение травм. 50 часов хватает высокоорганизованному человеку, но большинству людей требуется 100 часов психотерапии, чтобы сделать себе другое. А один час работы психотерапевта - это примерно 100 долларов, да, всегда по курсу. Вы не знаете наизусть курс доллара? Это почти стопроцентная гарантия, что у вас нету денег на психотерапевта.
Я думаю о том, что область практической кризисной психологии и психотерапии у нас не развита еще нисколько. Получить помощь можно только случайно. Если повезет, найдешь деньги на психотерапию, наткнешься на хорошего специалиста (видела одного хорошего психотерапевта за всю жизнь, остальным стоило бы плюнуть в рожу и лишить лицензии), выдержишь первый кризис старта и не свихнешься от неправильно подобранного препарата. Если тебе вообще выпишут этот препарат. Я думаю, что ведь такого везения почти ни с кем не бывает.
Что у нас человек приходит в ПНД после панической атаки, которая случилась с ним посреди улицы, и его выгоняют назад на эту улицу со словами: "Не придумывайте, все с вами ок".
Что у нас человек приходит к психотерапевту и слышит: "Я вам не помогу, где вы были раньше, вам теперь к психиатру и таблеток вагон".
Что человек добирается до психиатра и слышит: "Вы мне тут хотите рассказывать про свою тяжелую жизнь? Вы что, одолжение мне делаете, что соглашаетесь лечиться?"
Что у нас из психиатрических больниц выпускают в нежизнеспособном состоянии и активно внушают, что бывший пациент - пациент навсегда, и к жизни в социуме он не пригоден, а должен везде ходить только за ручку с мамой и не работать, ну, максимум, полы мыть.
Что психиатрическая больница условиями близка к зоне или моргу. Что я знакома с людьми, которым на зоне было комфортней и легче, чем в дурке.
Что у нас человек пишет кэпслоком в контакте, краской на заборе, лезвием на руке, маркером на лбу: "Мне плохо, я умираю, я умираю! Я не могу терпеть, я хочу повеситься!", - и всем на это плевать, начиная от его собственных родителей и заканчивая работодателями.
Я думаю о том, что наш менталитет таков. Не жалеть ни себя, ни других. Дико презирать болезни, тем более нервные. Ненавидеть зримые эмоции. Лгать. Страшно лгать. Давать советы.
Прийти к человеку, который не может разогнуться, и сказать ему - а ну возьми поставь своих тараканов в голове на место. Измени свою жизнь.
Желательно, чтобы это был человек, связанный по рукам и ногам своей семьей, бедностью, обязательствами, с трудной работой, и без капли свободного времени и собственной жизни.
Еще я думаю о том, что однажды заговорила с одним человеком о его многолетней депрессии, потому что содрогнулась при мысли о том, что кто-то мог потерять столько жизни на эту болезнь. Расспрашивала его как могла бережно и осторожно, потому что я считаю эту тему взрывной и мучительной.
И этот человек спустя очень короткое время говорил мне - а чего ты не решишь свои проблемы? Чего ты сидишь в луже? Дать тебе телефон психотерапевта? Что тебе мешает выбраться? Почему ты не ищешь людей, которые тебе помогут?
И я смотрела на него и думала - у тебя самого так долго не было ни сил, ни денег, ни воздуха, ни информации, ни понимания, что с тобой происходит, никто не мог выдержать тебя такого, тебе самому некуда было деваться из этого ада, ты ничего не мог, а уж людей-то кругом тебя было вагон с тележкой, и наверняка ты никогда не жил один, у тебя нет проблем с памятью и интеллектом, - и все же ты говоришь мне сейчас ту же токсичную чушь, что твердили тебе.
Смотрела и не могла открыть рот и сказать этого. Не потому, что стеснялась. А потому, что видела: он не услышит. Он не хочет услышать, что я отлично знаю пути выхода из Аида, но они перекрыты мне в данный момент семьей, здоровьем, деньгами. Деньгами. Деньгами. Деньгами.
Я готова кровью расписаться в своем твердом убеждении: помочь человеку в депрессии - значит дать ему денег на психотерапию, поселить в отдельной комнате и освободить от работы.
Это мы такие.
У нас в менталитете принято не любить.
Это нелюбовь.
Нам не нужны больные, нам не нужно тащить на себе близких, лучше мы себе других заведем. В отвал неудобных. Нам не хочется знать, что внутри у другого. Пусть наденет одежду с длинными рукавами, натянет на рожу улыбку, побольше молчит и не смеет писать у себя в бложике, как у него дела. Даже иносказательно пусть не смеет.
"...Бог оставил тебя одного.
Бог с тобой, а кроме тебя и Него
никогда и не было никого.."