Аллитерация, да. Эти глухие согласные в заголовке называются именно так.
Неделя оффлайна очень помогает поразмышлять спокойно о давно требующих формулировки понятиях.
Общение, к счастью, на меня в избытке падает только из рабочей почты, а эту неделю я туда не иду. И в никакую почту не иду. Отдыхаю немножко головой и ей же много думаю.
Пожизненно сторонюсь любых общин, тусовок, групп и сходок. Чем дальше, тем больше приемлю общение исключительно тет-а-тет, и этот самый тет, который по-французски лицо, нужен мне именно затем, чтобы я вообще понимала, о чем речь. В самом прямом смысле слова. Уши плохи. То есть сосуды в отделе мозга, отвечающем за распознавание слов, плохи.
Был тут у меня в гостях один мой хороший друг. Объяснивший мне в свое время, что смысл тусовок именно в том, что там легче общаться, потому что можно болтать, а можно не болтать, ибо все равно народу много.
И я довольно внезапно ощутила разницу культурных кодов.
Вот, скажем, на правах друзей беседуем мы с этим легким и приятным человеком про любовь и счастье.
Сообщает он мне идею своей тусовки круга общения, что ему мой идеал жизни в одиночестве кажется очень странным и маловыносимым. Потому что режим целибата эти странные люди трактуют как страдание бессмысленное и порочное.
Я этих странных людей знаю по рассказам, некоторых лично и даже результативно. Но своего собеседника полагаю несколько более умным и сообразительным, чем то, что я из рассказов слышала, так что в дискуссию ввязываюсь.
- Понимаешь, - объясняю, - подобный образ жизни - в сути своей то же самое, что этот ваш фрилав, только методы иные. А так - цели те же. Не быть ни к кому пристегнутым, не быть повязанным чувством неудовлетворенности и вообще не испытывать потребности поиска т.н. своих людей. И - главное - жить одному. Всегда мечтала! С 20 лет живу одна, и это мое счастье.
- Нет, это неестественно, - спорит мой умный взрослый друг (лет нам одинаково, что-то такое тридцать плюс-минус). - Не могу я поверить, что девочке так легко одной живется, мальчику вот физически больно, плохо и крутибельно, зло, агрессивно и страдательно, если у него никого нету.
- Девочкам бабочки в животе тоже могут мешать, - соглашаюсь терпеливая я, - но к любому режиму привыкаешь, если его плюсы перевешивают минусы. Мальчики тоже могут годами без никого, видела таких, очень даже видела. Если одному удобнее.
- А может, ты просто себя не знаешь? - переходит в атаку на мое поле оппонент. - Может, тебе просто девочки нужны, а не мальчики, раз тебе никто не годится даже на этот уровень, а не то, что с тобой жить?
Поскольку я личным стуком по клавиатуре пригласила этого человека в свой дом (и он является единственным моим знакомым мужского пола, кого я готова видеть на своей территории без его сопутствующей девочки или еще парочки гостей), я выдыхаю и более или менее спокойно перевожу дискуссию на объяснения того, чем какой уровень взаимодействия для взрослого человека призван являться. Ну это как еда не только для того, чтобы положить ее внутрь и животу было не больно, так и все прочие потребности базового уровня призваны служить нашим эмоциям.
Но спустя несколько дней все еще ощущаю, как будто меня внезапно ткнули лицом в помои, хотя я сидела на званом вечере в роли хозяйки. А почему? А вот тут и работает понятие культурного кода.
Допустим, мы с моим другом принадлежим к разным тусовкам. То есть я ни к какой не принадлежу, но, короче, общаемся мы с разными людьми. Он с этими странными любителями фолк-музыки, походов, поездок в леса, народных кельтских танцев и писаний в жежешечки. А я ни с кем не общаюсь планово и масштабно, раз в месяц беседую с кем-то в вк и раз в полгода кого-то зову в гости. Единственное большое, к чему я себя готова отнести, это мое православное христианство. Нас, христиан, много, и мы всякие разные баптисты-католики-старообрядцы и не только, но я вот ношу на груди крест, который никогда не снимаю и с которым меня положат в могилу, и первым и самым четким определением себя считаю фразу "я член Церкви" (если я ее произношу, все сразу думают, что я сектантка, и подробностей, к счастью, не требуют, что мне очень удобно).
А вот он, конечно же, общается с вольными, свободными и т.п. людьми, где понятие нетрадиционной ориентации, каких-то там прав и свобод, альтернатив, поиска себя, промискуитета, фрилава, свободных отношений и не знаю чего еще вполне бытийствует. Ну пускай. Контра в другом. Вот передо мной человек, которому я не раз вслух озвучивала, что я христианин и ориентируюсь на Декалог (я чемодан, да, я чемодан ветхозаветный, свои поступки и действия я сверяю почти исключительно с Десятью заповедями). И он мне говорит - а не попробовать ли тебе девочек?
И этой фразой он меня оскорбляет. И я не верю, что он в наши с ним тридцать ничего не знает о том, чем любая - любая - религия, уж тем более мировая, считает гомосексуализм.
Нет, для тех, кто в танке и кто до сюда дочитал зачем-то, - мы не гнобим и не желаем казни представителям ЛГБТ. Нам их жалко. Мы считаем, что они мучимы сложной и давно - со времен Ветхого Завета, привет Содому и Гоморре, содомитам и гемморою, да, - известной страстью. Которая очень терзает и не дает счастья. Потому что вызывает искажение нашей природы. Нет, мы не считаем, что они уроды, сумасшедшие, отщепенцы или притворяются. Просто их жалко. Мы им сочувствуем. Каждый из них живет в своем личном аду. Знаем некоторые вещи про гомосексуализм и выход из него (да, мы считаем, что он есть, да, среди христиан эта страсть тоже живет, да, ее преодолевают, да, мы считаем, что с ней борются и это весьма небыстрый процесс).
Но это все вышеперечисленное люди знать не обязаны. Это есть детали и внутренняя картина. А внешне все очень просто - если человек принадлежит к христианам, шутить или всерьез предлагать ему столь альтернативный секс - это его оскорбить, причем сильно. Как и мусульманину. Или иудею, например. Это всего лишь культурный код. Не поддевать человека тем, что в его операционной системе является вирусом.
Да-да, я помню, что у него это все проходит как норма и варианты нормы. Но это его культурный код. И поскольку у него он иной, я не плюю в него с криками "чур меня, как ты смеешь говорить мне такую дрянь!". Это как если при мне кто-то ест мясо, а у меня оно не еда, я никак не реагирую, если только мне увесисто не кладут его на тарелку при условии, что я внятно сообщила, что я не ем мясо.
Если я возьму сейчас клавиатуру и в три часа ночи напишу в процессе бурной дискуссии кому-то из его тусовки-круга общения-как оно там зовется, что я считаю, что девочка, живущая с мальчиком за просто так, а не будучи за ним замужем на всю оставшуюся жизнь, нашла себя на помойке, а мальчик сильно удобно устроился, то каждый из этих людей решит, что я их оскорбила, и причем сильно и не имея на то права. Потому что даже если я так считаю (а в моем культурном коде это так, да, и не иначе, и если христиане имеют сожительствовать, не будучи в браке, то девочку все жалеют, наивную слабачку и сиротку, на ее помойке, а мальчика сильно презирают за трусость и пользовательство, нет, не вслух, нет, не обсуждают, нет, не плюют им в спины и не задают вопросов. Иногда их даже причащают, когда очень жалеют), - даже если я так считаю, это не дает мне права инсталлировать свой культурный код на чужую территорию личной жизни. Особенно если я в курсе (а я в курсе), что в других кругах такой вариант является абсолютной нормой. И поэтому я никогда не говорю ничего такого, даже если тема разговора лежит в этой области. Молча слушаю, нейтрально комментирую чужие реплики и погромче твержу себе мысленно: у них просто другой культурный код, не смей никого обидеть даже случайно, никто не просил твоих рекомендаций, они всего лишь совсем другие люди.
И поэтому я все чаще размышляю, что самым большим достоинством в человеке, если речь идет об общении сложней рабочего, является умение себя вести и общее знание чужих культурных кодов.
*завтра посчитаю количество оскорбленных самой расшифровкой моего культурного кода в области взаимоотношений без указания на личности, описанную выше абзацем, хотя я всего лишь написала это как пример в собственной жежешечке*