Иерусалим

Apr 10, 2017 00:32

Она так давно не появлялась, что мне трудно вспомнить, о чем мы последний раз говорили.
Каждый раз думаю - вот об этом спрошу.
Поговорю о тексте, в конце концов. Я же пишу! Не может же ей быть все равно, я ведь, считай, ее личный автор. Автор ее и Джонатана.
Ну кого я обманываю, это Джонатан - автор ее и меня.

- Чего у тебя с рукой, Марта Ливингстон? - спрашиваю я.
Она сидит такая стриженая, похудевшая, с замотанным бинтом запястьем.
- Так, - отвечает она равнодушно, - в метро задело. Ну, в понедельник.
- В понедельник в метро?
Мне не хочется расспрашивать. Вот бы бы тут Джонатан, - о, здесь мы бы узнали все и немедля, и речь его была бы достойна статьи в международную службу новостей. Одних его жестов хватило бы воссоздать трагедию.
Впрочем, она ничего и не расказывает.

- Ничего прямого, - дергает плечом, - просто когда уже все валили в панике наверх, я споткнулась на каблуках и упала в толпе прямо на руку. И кто-то наступил.
Подумав немного, добавляет:
- Там уже скорых несколько было, и оцепление подгоняли, но чего мне было оставаться.

Упала в толпе на руку. Это все, что можно узнать от Марты. Это же с ума сойти, вы подумайте. Все лихорадочно исписывают интернеты, одна только Марта упала на руку, но зачем ей было оставаться.
- Ты почти не человек, Марта, - говорю я сердито.
- Угу, - соглашается она, - оно мне незачем стало.

Подходит к окну и дальше говорит, отвернувшись от меня, глядя на фонари:
- Мы с ним были однажды в Иерусалиме. В мае. Там есть день памяти Холокоста, они называют его Катастрофой, когда все молчат, только сирена воет. Все стоят и молчат, даже машины не едут, тормозят в любом месте, выходят прямо на дороге и просто стоят, а сирена заходится, захлебывается над этим Иерусалимом. Вот он тоже стоял и молчал, а я думала, что никогда его не расспрашивала о семье, ни разу. Ведь каждый еврей все время за спиной чувствует эти поколения, которые все еще его семья, хотя у них на могилах трава давно выросла.
- Марта... - прошу я осекшимся голосом, но она не реагирует на мои интонации.
- Он стоял и молчал под эту сирену, а я потом спросила: ты вообще боишься смерти, чайка Джонатан? Он очень сердито глянул на меня, потому что я спросила, когда сирена еще выла. И отвернулся. А потом сирену выключили, и он тронул меня за руку и сказал: боюсь только той, которая общая. Я говорю: что такое общая? Он усмехнулся: вот как та, о которой нам сейчас напомнили, Марта, когда нет меня, нет тебя, а есть только годные и негодные, и годны, собственно, те, у кого оружие в руках.

- Марта Ливингстон, - я прячу лицо в ладонях, потому что мне не хочется, чтоб она видела мое лицо в этот момент, - но ты же как раз видела общую смерть.
- Ничего я не видела, - отвечает Марта, не поворачиваясь, - общая смерть для тех, у кого за спиной семья, и позади него - семья, и рядом с ним семья.
- У тебя есть семья, - возражаю я.
- Джонатан - моя семья, - говорит она прозрачному запыленному стеклу, на котором бликуют фонари.
Подумав, поворачивается ко мне, тяжело опираясь спиной о подоконник, и поднимает к глазам свою забинтованную руку.
- Но сирену и здесь включают, я слышу.

И я думаю, что это были бы его слова. Что ей никогда бы не пришла в голову эта метафора, потому что для Марты всегда существовал только реальный мир, центром которого был Джонатан.
Никаких тебе сирен.

Долгие истории, Люди, 10 талантов, Понятия, Главное

Previous post Next post
Up